город Иркутск |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А19-11714/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Звечаровской Т.А., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Бытовой сервис" Клёсовой Т.А. (доверенность от 01.09.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы министерства финансов Иркутской области и общества с ограниченной ответственностью "Бытовой сервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года по делу N А19-11714/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции в составе судьи Козодоева О.А., суд апелляционной инстанции в составе судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бытовой сервис" (ОГРН: 1093819000241, ИНН: 3819021986, г. Усолье-Сибирское; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360, г. Москва; далее - Министерство финансов Российской Федерации), управления Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН: 1023801032034, ИНН: 3800000654, г. Иркутск; далее - казначейство), Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов Иркутской области) о взыскании 221 645 рублей 90 копеек убытков.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2018 года производство по делу в части исковых требований к казначейству, к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от иска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Усолье-Сибирское, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - пенсионной фонд), казначейство, министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2019 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов Иркутской области и общество обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неполным исследованием обстоятельств дела.
По мнению министерства финансов Иркутской области, убытки специализированной службы, связанные с погребением умерших, личность которых не установлена, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений к ней) общество выражает несогласие с выводами судов о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
По мнению истца, расходы общества на захоронение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Общество указывает на неправомерное бездействие судов, выразившееся в неустановлении личности умерших, а также на нарушение принципа состязательности - "настоянии" суда указать истцу надлежащего ответчика по делу.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
В обоснование иска общество ссылается на то, что истцом (специализированной службой по вопросам похоронного дела) в период с декабря 2015 года по январь 2017 года осуществлены погребения 35 умерших граждан, личность которых не установлена, на общую сумму 221 645 рублей 90 копеек.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) установлено, что погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Стоимость услуг, оказанных специализированной службой, определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.
Данная норма не содержит указания на источник финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Между тем, исходя из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ, подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предоставление материальной и иной помощи для погребения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015, гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (реестр по погребению умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, акты выполненных работ, справки о смерти, разрешения на захоронение, письмо пенсионного фонда от 03.08.2018), суды признали доказанным факт захоронения обществом в 2015 - 2017 годах умерших граждан, личность которых не установлена, в связи с чем пришли к выводу о наличии у субъекта Российской Федерации - Иркутской области обязанности по возмещению спорных расходов и отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации иска.
Оснований для несогласия с выводами судов не имеется.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на бездействие судов, выразившееся в неустановлении личности погребенных умерших граждан, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации формирование предмета и оснований иска, размера исковых требований является исключительно прерогативой истца.
В данном случае истец преследовал цель взыскать убытки, связанные с захоронением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел (текст искового заявления, уточнения заявленных исковых требований).
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении норм процессуального права при прекращении производства по делу в части предъявленных требований к Иркутской области является необоснованным.
Как следует из уточнения исковых требований (л.д. 83-84, т. 1), истец с соблюдением требований статей 49, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от иска, данный отказ подписан уполномоченным лицом - директором общества Нагих Л.А., нарушений прав третьих лиц данный отказ не допускает. При наличии таких обстоятельств арбитражный суд правомерно вынес определение о прекращении производства по делу в части требований, предъявленных к Иркутской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы - общество. Поскольку министерство финансов Иркутской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с него не взыскивается.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2018 года по делу N А19-11714/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.
Данная норма не содержит указания на источник финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Между тем, исходя из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ, подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предоставление материальной и иной помощи для погребения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015, гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф02-4352/19 по делу N А19-11714/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4352/19
04.06.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-121/19
28.11.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11714/18
25.10.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11714/18
25.09.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11714/18
21.08.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11714/18
23.07.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11714/18
25.05.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11714/18