город Иркутск |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А58-11522/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Сахабулт" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2019 года по делу N А58-11522/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Андреев В.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Сахабулт" (ОГРН: 1161447057441, ИНН: 1435308850, далее - общество, ООО ТД "Сахабулт") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2018 N 1/15.14-2018/408.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года, заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства от 31.10.2018 N 1/15.14-2018/408 о привлечении ООО ТД "Сахабулт" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 410 897 рублей. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 205 448 рублей 50 копеек.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения судами статьи 15.14 КоАП РФ, статей 78, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в его действиях состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, поскольку поступившие из республиканского бюджета денежные средства получены по Соглашению на весь 2017 финансовый год и были использованы по целевому назначению; с момента получения субсидии указанные денежные средства являются собственностью получателя субсидии. Отвлеченные на цели, не предусмотренные Соглашением, денежные средства были восстановлены на расчетном счете общества.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 13.09.2018 N 01-04/1332 Министерством проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017-2021 годы" подпрограммы "Развитие легкой промышленности Республики Саха (Якутия) на 2017-2021 годы" ООО ТД "Сахабулт" за период 2016 - 2017 годы и истекший период 2018 года.
В ходе проверки Министерством установлено нарушение ООО ТД "Сахабулт" пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6.2.1. Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденного Правительством Республики Саха (Якутия) постановлением от 30.03.2017 N 100, пункта 1.1. Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины от 24.04.2017 N 44, выразившееся в расходовании в 2017 году средств субсидии на финансовое обеспечение затрат общества по заготовке промысловой пушнины в размере 8 217 924 рублей 05 копеек не по целевому назначению, на оплату расходов текущей хозяйственной деятельности общества и расходов сторонних юридических лиц. Выявленные нарушения отражены в акте от 11.10.2018.
По факту указанных нарушений Министерством в отношении ООО ТД "Сахабулт" составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2018, которым действия общества квалифицированы по признакам нарушения статьи 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств.
Постановлением о назначении административного наказания от 31.10.2018 N 1/15.14-2018/408 ООО ТД "Сахабулт" привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 410 897 рублей 00 копеек.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, отсутствии нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, на основании положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ изменил постановление административного органа, назначив штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного статей 15.14 КоАП РФ - 205 448 рублей 50 копеек.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2). Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (часть 7).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 N 1619-3 N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)", государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 N 934, Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 30.03.2017 N 100 утвердило Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы" (далее - Порядок N 100).
Пунктом 6.2.1. Порядка N 100 установлена цель предоставления субсидии - финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины.
На основании пункта 6.2.5. Порядка N 100 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год и плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по делам Арктики на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины в размере, установленном исходя из объемов заготовки, указанных в договорах контрактации о закупе промысловой пушнины.
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики и ООО ТД "Сахабулт" заключили Соглашение о предоставлении из государственного бюджета РС (Я) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по заготовке промысловой пушнины от 24.04.2017 N 44, размер субсидии составил 12 000 000 рублей.
Предмет соглашения - предоставление из государственного бюджета РС (Я) в 2017 году субсидии на финансовое обеспечение части затрат получателя по заготовке промысловой пушнины (п. 1.1 Соглашения).
Субсидия предоставлена обществу в полном объеме платежным поручением от 28.04.2017 N 196 (КБК 202-0405-855051001С-814-242) на расчетный счет, открытый в АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО, N 40702810000000001441.
Судами установлено, что на заготовку промысловой пушнины направлены средства субсидии в размере 3 782 075 рублей 95 копеек, оставшиеся средства субсидии в размере 8 217 924 рублей 05 копеек (с учетом остатков на расчетном счете в АЭБ, других поступлений, перевода средств на другой расчетный счет и в кассу общества) в период с 28.04.2017 по 22.06.2017 использованы обществом наряду с иными средствами на расходы, не связанные с заготовкой промысловой пушнины. Общество подтвердило факт оплаты расходов, не связанных с заготовкой промысловой пушнины, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указав на то, что данные средства возмещаются обществом в течение финансового года.
На основании изложенного, оценив условия Соглашения, с учетом Порядка N 100, руководствуясь правовым подходом, изложенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, соблюдении процедуры и сроков привлечения к ответственности.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств расходования средств субсидии, суды пришли к обоснованным выводам о невозможности признания правонарушения малозначительным и назначения применительно к положениям статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ наказания в виде предупреждения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что субсидии получены по Соглашению на весь 2017 финансовый год, в течение указанного периода денежные средства были восстановлены на расчетном счете общества и использованы по целевому назначению, не могут быть приняты во внимание, как не опровергающие выводы судов о наличии факта нецелевого использования средств субсидии, учитывая, что эти средства уже были направлены обществом на цели, не соответствующие целям предоставления субсидии.
Доводы общества о том, что после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений, субсидии теряют статус средств бюджета, переходят в собственность получателя средств, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе статьи 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению как несостоятельные в правовом отношении.
Приведенные в жалобе доводы ранее заявлялись обществом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Довод заявителя кассационной жалобы о рассмотрении возможности признания указанного правонарушения малозначительным также подлежит отклонению с учетом абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено. Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2019 года по делу N А58-11522/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств расходования средств субсидии, суды пришли к обоснованным выводам о невозможности признания правонарушения малозначительным и назначения применительно к положениям статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ наказания в виде предупреждения.
...
Доводы общества о том, что после списания в установленном порядке бюджетных субсидий с единого счета бюджета и их зачисления на счета учреждений, субсидии теряют статус средств бюджета, переходят в собственность получателя средств, на указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе статьи 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению как несостоятельные в правовом отношении.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о рассмотрении возможности признания указанного правонарушения малозначительным также подлежит отклонению с учетом абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2019 г. N Ф02-4423/19 по делу N А58-11522/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4423/19
10.07.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2491/19
09.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11522/18
11.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11522/18