город Иркутск |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А19-7602/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Черновой Л.О. (доверенность от 09.01.2019 N 16/19); гражданина Ананьина Алексея Владимировича (паспорт) и его представителя Безрукова О.В. (доверенность от 14.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2019 года по делу N А19-7602/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
гражданин Ананьин Алексей Владимирович обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 038/158/19 от 22.03.2019 о прекращении производства по делу N 4-9.21-591/38-18 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено садоводческое некоммерческое товарищество "Зелёная горка" (далее - СНТ "Зелёная горка").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года решение суда от 13 июня 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Иркутское УФАС России ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая, что суды неполно выяснили имеющие значение для дела обстоятельства, допустили неверное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права; указывает на нарушение требований статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части надлежащего уведомления СНТ "Зелёная горка"; просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Ананьин А.В. считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Иркутского УФАС России поддержала доводы кассационной жалобы.
Ананьин А.В. и его представитель считают судебные акты не подлежащими отмене.
СНТ "Зелёная горка" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в Иркутское УФАС России 02.08.2018 поступили материалы обращения гражданина Ананьина А.В. (вх.N 11128/18) о совершении СНТ "Зеленая горка" административного правонарушения, выразившегося в совершении действий по отключению жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 7 км Александровского тракта, СНТ "Зеленая горка", д.55, от электрической сети напряжением 0,4 кВ и привлечении СНТ "Зеленая горка" к административной ответственности.
Ананьин А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 7-й км Александровского тракта, СНТ "Зеленая горка", что подтверждается свидетельством о регистрации права от 27.11.2012.
Индивидуальный жилой дом Ананьина А.В. имеет технологическое присоединение к электрической сети ОАО "Иркутская электросетевая компания" опосредованно через электрические сети СНТ "Зеленая горка", что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 13.06.2016.
Между Ананьиным А.В. и ООО "Иркутскэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения жилого дома (домовладения) N ЭИОИ0060405 от 07.09.2016, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался предоставлять электроэнергию в необходимых объемах и надлежащего качества до границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги (пункт 19 договора).
Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 13.06.2006 между СНТ "Зеленая горка" и Ананьиным А.В., следует, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон устанавливается на контактах ответвительного зажима провода 0,4 кВ, прикрепленного к стене жилого дома от ВЛ 0,4 кВ СНТ "Зеленая горка", опора N б/н.
Электромонтер СНТ "Зеленая горка" по поручению председателя СНТ "Зеленая горка" осуществил полное отключение питающего кабеля от электрической сети напряжением 0,4 кВ по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 7 км Александровского тракта, СНТ "Зеленая Горка", д. 5.
По факту отключения энергопринимающего устройства Ананьина А.В. от электрической сети 25.03.2018 был составлен акт об отключении электроэнергии и подписан Ананьиным А.В., Сорокиной Я.С, Безруковым О.В., Падура Е.А..
22.10.2018 по результатам проведения административного расследования в отношении СНТ "Зеленая Горка" был составлен протокол N 281/18 об административном правонарушении по событию административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
По результатам рассмотрения дела N 4-9.21-591/38-18 в отношении СНТ "Зеленая Горка" Иркутским УФАС России было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 038/158/19 от 22.03.2019, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации. Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что действия СНТ "Зеленая Горка" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Ананьин А.В. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об оспаривании данного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление незаконным, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Судам следует учитывать, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29.9 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Антимонопольный орган прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях СНТ "Зеленая Горка" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации; антимонопольный орган посчитал, что действия СНТ "Зеленая Горка" содержат признаки нарушения статьи 7.23 КоАП Российской Федерации.
Между тем, как установили суды и не доказал иное антимонопольный орган, правоотношения между сторонами договора энергоснабжения дома N ЭИОИ0060405 от 07.09.2016 регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правоотношения между Ананьиным А.В. и СНТ "Зеленая горка" не регулируются Правилами N 354, поскольку СНТ "Зеленая горка" не является по отношению к гражданину исполнителем в смысле пункта 2 Правил N 354, так как не предоставляет ему какие-либо коммунальные услуги, не является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.
Согласно статье 7.23 КоАП Российской Федерации нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В этой связи суды верно признали ошибочными выводы антимонопольного органа о том, что в действиях СНТ "Зеленая горка" содержатся признаки нарушения статьи 7.23 КоАП Российской Федерации.
Суды также установили, что в отсутствие законных оснований для отключения электросетевого хозяйства гражданина от объектов электросетевого хозяйства СНТ "Зеленая горка", собственник объектов электросетевого хозяйства, через которое опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя Ананьина А.В., нарушил запрет на создание препятствий по перетоку через его объекты электрической энергии для данного потребителя, что свидетельствует о наличии в действиях СНТ "Зеленая горка" события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.
Выводы судов в указанной части, вопреки доводам кассационной жалобы, основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации являются субъект естественной монополии; собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства.
СНТ "Зеленая горка" является собственником объекта электросетевого хозяйства, в силу чего является субъектом ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, которым утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Событием правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации, является, в том числе, нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Следовательно, антимонопольный орган не опроверг в кассационной жалобе правильные выводы судов о том, что СНТ "Зеленая горка" при установленных обстоятельствах нарушило запрет на создание препятствий к перетоку через его объект электрической энергии для гражданина Ананьина А.В.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в деле отсутствуют доказательства владения СНТ "Зеленая горка" объектом электросетевого хозяйства.
Между тем, как установили суды, неоформление права собственности, непринятие сетей на баланс садоводством не свидетельствует, что данные сети, находящиеся на территории садоводства, не принадлежат СНТ "Зеленая горка"; СНТ "Зеленая горка", совершая действия по отключению объекта Ананьина А.В. от сетей, выступало в качестве фактического владельца данных сетей.
В деле также имеется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 13.06.2006 между СНТ "Зеленая горка" и Ананьиным А.В., согласно которому граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон устанавливается на контактах ответвительного зажима провода 0,4 кВ, прикрепленного к стене жилого дома от ВЛ 0,4 кВ СНТ "Зеленая горка", опора N б/н.
Ссылки в кассационной жалобе на неполное выяснение обстоятельств дела, в том числе на неучёт вынесенного Службой государственного жилищного надзора Иркутской области постановления, не влияют на правильность выводов по делу, так как оспариваемое по настоящему делу постановление антимонопольного органа не отвечает требованиям статьи 26.1 КоАП Российской Федерации.
Не установлено по доводам кассационной жалобы и ненадлежащего уведомления СНТ "Зеленая горка" о времени и месте рассмотрения дела.
Почтовое извещение СНТ "Зеленая горка" направлялось судом первой инстанции по его юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (л.д. 69, том 1). Из указанного извещения видно, что почтовое отправление, вопреки доводам кассационной жалобы, направлялось через ФГУП "Почта России", о чём свидетельствует штамп ФГУП "Почта России" на почтовом конверте.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2019 года по делу N А19-7602/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, которым утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Событием правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации, является, в том числе, нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
...
Ссылки в кассационной жалобе на неполное выяснение обстоятельств дела, в том числе на неучёт вынесенного Службой государственного жилищного надзора Иркутской области постановления, не влияют на правильность выводов по делу, так как оспариваемое по настоящему делу постановление антимонопольного органа не отвечает требованиям статьи 26.1 КоАП Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 октября 2019 г. N Ф02-5240/19 по делу N А19-7602/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7602/19
22.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5240/19
07.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3954/19
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7602/19