город Иркутск |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А10-1149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителя администрации муниципального образования "Тункинский район" Эрдынеева А.Э. (доверенность от 06.05.2019 N 7),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - администрации муниципального образования "Тункинский район" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 июня 2019 года по делу N А10-1149/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
администрация муниципального образования "Тункинский район" (ОГРН 1020300859127, ИНН 0320001606, село Кырен Тункинского района Республики Бурятия, далее также - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, г. Иркутск, далее также - управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, управление, ответчик) о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:050102:39, 03:20:100119:1, 03:20:310114:9, 03:20:110212:4, 03:20:350103:78, 03:20:330101:65, 03:20:320108:26, 03:20:240129:37, 03:20:250116:39, 03:20:250116:42, 03:20:110212:2, 03:20:060103:79.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский", муниципальные бюджетные дошкольные общеобразовательные учреждения "Далахайский детский сад", "Хужирский детский сад", "Кыренский детский сад комбинированного вида N 4", "Толтойский детский сад", "Туранский детский сад", муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Шулутовская начальная школа - детский сад", "Шанайская начальная школа - детский сад", "Еловская начальная школа - детский сад", муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения "Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа", "Тункинская средняя общеобразовательная школа имени Седова Ю.П.", "Туранская средняя общеобразовательная школа" и "Кыренская средняя общеобразовательная школа".
Решением Арбитражного суда Иркутской области 07 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В поданной жалобе администрация сослалась на неправильное применение судами норм материального права и на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для признания спорных земельных участков принадлежащими на праве собственности муниципальному образованию "Тункинский район".
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в представленном отзыве указало на несостоятельность доводов администрации, в связи с чем просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик и третьи лица своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 10 октября 2019 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В рамках настоящего дела администрацией предъявлено требование о признании за муниципальным образованием "Тункинский район" права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 03:20:050102:39, 03:20:100119:1, 03:20:310114:9, 03:20:110212:4, 03:20:350103:78, 03:20:330101:65, 03:20:320108:26, 03:20:240129:37, 03:20:250116:39, 03:20:250116:42, 03:20:110212:2, 03:20:060103:79, на которых расположены здания муниципальных образовательных учреждений - детских садов, начальных и средних школ.
В обоснование предъявленного требования администрация указала на то, что здания образовательных учреждений, расположенные на указанных выше земельных участках, находятся в собственности муниципального образования "Тункинский район", в связи с чем в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, спорные участки так же должны признаваться муниципальной собственностью.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 7, 8, 17, 83, 85, 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 14.03.1993 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нормами постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, и исходили из отсутствия оснований для признания права собственности истца на спорные земельные участки.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В силу пункта 6 этой статьи земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1993 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Как установили суды, указанные администрацией в поданном исковом заявлении земельные участки находятся на территории национального природного парка "Тункинский".
Данный национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пунктом 2 приложения N 1 к нему охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, конкретизированы объекты, на которые распространяется исключительное право собственности Российской Федерации - земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами.
Как указано выше, в дальнейшем соответствующие нормы об отнесении земельных участков, расположенных в границах национальных парков, к федеральной собственности, были закреплены в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 12) и в Земельном кодексе Российской Федерации (статья 95).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р национальный природный парк "Тункинский" включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229 утверждено Положение о национальном парке "Тункинский".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно пришли к выводу о том, что государственная собственность на земельные участки, расположенные в границах национального природного парка "Тункинский", является разграниченной с момента принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу части 2 статьи 69 этого закона права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав) также признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, установив, что спорные земельные участки расположены на территории национального природного парка "Тункинский", который в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 относится к федеральной собственности, суды обеих инстанций правомерно указали на отсутствие оснований для признания на эти участки права собственности муниципального образования "Тункинский район".
Доказательств того, что указанные земельные участки по какому-либо основанию принадлежали истцу или названным им учреждениям до момента принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, последним в материалы дела не представлено.
Рассматривая доводы истца об отнесении этих земельных участков к муниципальной собственности на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отклоняя их, суды обоснованно указали на то, что право собственности Российской Федерации на данные участки возникло до введения в действие названного закона, в связи с чем не могло быть разграничено в установленном им порядке.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановления следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 июня 2019 года по делу N А10-1149/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 69 этого закона права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав) также признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, установив, что спорные земельные участки расположены на территории национального природного парка "Тункинский", который в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 относится к федеральной собственности, суды обеих инстанций правомерно указали на отсутствие оснований для признания на эти участки права собственности муниципального образования "Тункинский район".
Доказательств того, что указанные земельные участки по какому-либо основанию принадлежали истцу или названным им учреждениям до момента принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, последним в материалы дела не представлено.
Рассматривая доводы истца об отнесении этих земельных участков к муниципальной собственности на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отклоняя их, суды обоснованно указали на то, что право собственности Российской Федерации на данные участки возникло до введения в действие названного закона, в связи с чем не могло быть разграничено в установленном им порядке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф02-5558/19 по делу N А10-1149/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5558/19
16.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3568/19
14.06.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3568/19
07.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1149/19