город Иркутск |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А78-6025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" Белоусова С.В. (доверенность от 06.03.2018, диплом, паспорт), территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края Яблонской О.А. (доверенность от 09.01.2019, диплом, паспорт), Резниковой А.Г. (доверенность от 25.11.2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2019 года по делу N А78-6025/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края (далее - Фонд) с заявлением о признании требования N 5 от 18.02.2019 недействительным.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" (далее - ГУП "Забайкалмедстрах").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение ссылается на неправильное применение судами норм материального права, считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт о признании требования фонда недействительным.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами судов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, поскольку алкотестеры приобретались за счет денежных средств поступивших в учреждение в 2018 году по решению суда за оказанные и неоплаченные медицинские услуги по периоду 2014 года; считает, что в нормативных актах отсутствует запрет на приобретение учреждением указанного оборудования, и судами не исследованы стандарты по терапии; алкотестеры использовались и продолжают использоваться для пациентов в системе обязательного медицинского страхования, в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи; фондом нарушена процедура выставления требования.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель учреждения доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Фонда против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
ГУП "Забайкалмедстрах" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечило, законных представителей не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, учреждение имеет лицензию N ФС-75-01-000683 от 23.05.2018 на осуществление медицинской деятельности, являлось участником территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2014, 2018 годы.
Между Фондом и ГУП "Забайкалмедстрах" 01.01.2018 заключен договор N 8ф о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, согласно которому Фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе медицинского страхования за счет целевых средств.
Между ГУП "Забайкалмедстрах" и учреждением заключен договор N 90/1-01-25/30 от 20.01.2014 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Аналогичный договор N 52 от 26.01.2018 заключен учреждением с третьим лицом на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2018 год. Согласно пункту 5.10 указанных договоров учреждение обязано использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
На основании приказа N 7-к от 04.02.2019 Фондом проведена проверка учреждения по использованию средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, по результатам которой выявлено нецелевое использование средств ОМС - приобретено оборудование сигнализаторы паров этанола Lion Alcoblow на сумму 58000 рублей, не входящие в структуру тарифов ОМС.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.02.2019, на основании которого выставлено требование N 5 от 18.02.2019 о восстановлении в бюджет Фонда 58 000 рублей в течение 10 рабочих дней со дня выставления требования, уплате штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 5800 рублей.
Не согласившись с требованием Фонда, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суды пришли к выводу о доказанности Фондом нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования и законности оспариваемого требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются, помимо прочего, в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 158.1 Правил установлено, что в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Затраты на материальные запасы включают в себя расходы на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.5 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 28.12.2017 N 583 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Согласно части 7 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
В федеральной программе и территориальной программе на 2018 год виды бесплатной медицинской помощи (виды медицинских услуг) разграничены по источникам финансирования - за счет федерального, регионального, местного бюджетов, а также за счет средств обязательного медицинского страхования, установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, в том числе первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, указанных в пункте 19 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Согласно части 22 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации; стандарт оснащения медицинской организации; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 37 Закона N 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг.
Исходя из приведенных норм следует, что денежные средства, полученные медицинской организацией за оказанную в системе обязательного медицинского страхования медицинскую помощь, могут быть использованы на приобретение материальных запасов, включая медицинское оборудование, используемое при оказании медицинской помощи и предусмотренное порядком оказания медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Судами установлено, что спорное оборудование сигнализатор паров этанола пороговый в стандартах оснащения кабинетов и отделений, утвержденных порядками оказания медицинской помощи, не упоминается, в том числе в Приложении N 3 "Стандарт оснащения терапевтического кабинета" к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 923н, на который ссылается заявитель.
Прибор для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе предусмотрен в Приложении N 3 "Стандарт оснащения врачебного здравпункта" к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.2012 N 911н, а также в Приложении N 6 "Стандарт оснащения кабинета врача-психиатра - нарколога и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового" к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия наркология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 N 1034н.
Вместе с тем, как обоснованно указанно судами, в соответствии с пунктом 22 территориальной программы на 2018 год медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения не входит в базовую программу обязательного медицинского страхования и в случае ее оказания медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Аналогичное бюджетное финансирование предусмотрено и для финансирования медицинской помощи, оказанной по поводу профессиональных заболеваний в центрах профессиональной патологии и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций (пункт 26 территориальной программы на 2018 год).
Следовательно, приведенные выше порядки оказания медицинской помощи, предусматривающие применение прибора для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, правомерно расценены судами, как не подлежащие применению в системе обязательного медицинского страхования и финансированию за счет соответствующих средств.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, и расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Однако как правильно указано судами, приобретение медицинской организацией за счет средств обязательного медицинского страхования оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу возможно лишь в том случае, если такое медицинское оборудование применяется при оказании медицинской помощи, входящей в программу обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами применение сигнализатора паров этанола не предусмотрено для оказания медицинской помощи, входящей в программу обязательного медицинского страхования, соответственно приобретение учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования указанного оборудования является нецелевым расходованием средств в силу пункта 1 статьи 147, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Факт того, что указанное оборудование приобретено учреждением в 2018 году за счет средств обязательного медицинского страхования, судами установлен и подтверждается материалами дела.
Заявитель, оспаривая указанное, полагает, что спорное оборудование было приобретено за счет денежных средств поступивших учреждению в 2018 году по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 30 июля 2018 года по делу N А78-10822/2026, в котором цель их использования не определена.
Как установлено судами денежные средства в размере 3324404,48 рублей ГУП "Забайкалмедстрах" были перечислены в пользу учреждения во исполнение указанного решения суда в счет погашения долга по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 90/1-01-25/30 от 20.01.2014 за апрель-май 2014 года, также ранее перечисленные фондом третьему лицу как целевые средства по платежному поручению N 820783 от 18.10.2018.
Руководствуясь положениями Закона N 326-ФЗ, учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1648-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 20 и частью 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", суды верно отметили, что средства обязательного медицинского страхования, направляемые медицинским организациям из бюджета территориального фонда на оплату оказанной застрахованным гражданам медицинской помощи, имеют особое назначение - обеспечение прав застрахованных граждан на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в связи с этим должны использоваться строго по целевому назначению.
Денежные средства, перечисленные заявителю третьим лицом по решению суда, как правильно указано судами, не перестают быть средствами обязательного медицинского страхования, полученными за оказание медицинской помощи застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования из средств бюджета Фонда, не зависимо от периода их перечисления. Соответственно, заявитель не освобождается от исполнения обязанности расходовать поступившие денежные средства по целевому назначению в соответствии с требованиями Закона N 326-ФЗ, условиями договора и программами обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, подлежит отклонению довод заявителя об отсутствии нецелевого использования спорных средств на приобретение указанного оборудования.
Ссылка заявителя на то, что по решению суда средства были перечислены за оказанные в 2014 году услуги обязательного медицинского страхования, тогда как Фонд мог проверить только 2018 год, отклоняется судом округа как не состоятельная, поскольку фактически средства поступили и были использованы учреждением, в том числе на приобретение спорного оборудования, в 2018 году.
Судами установлено, что указанные средства отражены учреждением в отчетности формы N 14-ф (ОМС) сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями за январь - декабрь 2018 года.
С учетом указанного, суды верно признали обоснованным включение в предмет проверки суммы денежных средств в размере 3324404,48 рублей, поступивших учреждению во исполнение решения суда от 30 июля 2018 года и ранее перечисленных Фондом третьему лицу как целевые средства по платежному поручению от 18.10.2018.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению средств медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования.
Суды правильно применили положения статей 13, 34, 39, 40 Закона N 326-ФЗ, пунктов 2, 3, 24, 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Приказ N 73), Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 N 127, установили, что проверка, оформление ее результатов, рассмотрение возражений, выставление требования произведены Фондом в рамках действующего законодательства.
В силу абзаца 5 пункта 28 приложения N 2 к Приказу N 73, части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, акт проверки территориального Фонда - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению.
Указанными нормами не предусмотрено выставление требования после рассмотрения возражений проверяемого лица.
С учетом изложенного, довод заявителя о нарушении процедуры выставления требования отклоняется судом округа как несостоятельный в правовом отношении.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о соответствии оспариваемого требования действующему законодательству и отсутствии нарушения прав и законных интересов учреждения.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, сводятся к несогласию заявителя с толкованием судами норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям и применительно к установленным обстоятельствам дела, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2019 года по делу N А78-6025/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно применили положения статей 13, 34, 39, 40 Закона N 326-ФЗ, пунктов 2, 3, 24, 27 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Приказ N 73), Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 N 127, установили, что проверка, оформление ее результатов, рассмотрение возражений, выставление требования произведены Фондом в рамках действующего законодательства.
В силу абзаца 5 пункта 28 приложения N 2 к Приказу N 73, части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, акт проверки территориального Фонда - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф02-6189/19 по делу N А78-6025/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6189/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6189/19
11.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4806/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6025/19