город Иркутск |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А19-23753/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Искандер Анжелики Викторовны - Хохрякова Д.О. (доверенность от 12.11.2019), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска - Ведерниковой А.П. (доверенность от 25.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Искандер Анжелики Викторовны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2019 года по делу N А19-23753/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Искандер Анжелика Викторовна (ОГРНИП 310382704000017, ИНН 381016785330, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - комитет) и администрации города Иркутска (далее - администрация) о признании незаконным уведомления комитета N 505-70-14054/18 от 03.09.2018 о принудительном демонтаже нестационарного торгового объекта.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводам кассационной жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права; принадлежащий предпринимателю нестационарный торговый объект (далее - НТО) самовольно размещенным не является, поскольку в 2007 году был заключен договор аренды под размещение указанного НТО, уведомление о расторжении либо об отказе от исполнения условий договора аренды предпринимателем получено не было; земельный участок добросовестно используется заявителем, производится оплата арендной платы за пользование земельным участком; указанный НТО должен быть включен в схему размещения НТО, так как был размещен до ее утверждения в 2011 году; судами сделан неверный вывод об отсутствии места размещения принадлежащего предпринимателю НТО в схеме размещения НТО на территории г. Иркутска, соответствующее место было включено в данную схему, однако неправомерно исключено.
В представленном отзыве комитет просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель комитета поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ларионова Ирина Викторовна переменила фамилию на Матвееву, впоследствии переменила фамилию и имя на Искандер Анжелику (свидетельства о перемене имени серия I-СТ N 520635 от 26.09.2016, о перемени имени серия I-СТ N 520667 от 07.12.2016).
19.03.2007 между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "САЛАР" (далее - ООО "САЛАР") заключен договор аренды земельного участка N 435-ВС, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, остановка "Лисиха", площадью 36 кв. м, из земель поселений. Цель использования земельного участка: установка и размещение временного сооружения без права возведения капитальных строений. Тип временного сооружения: павильон. Специализация временного сооружения: торговля цветами. Срок действия договора установлен с 01.03.2007 по 01.02.2008.
Дополнительным соглашением (А) от 03.05.2007 к договору аренды N 435-ВС от 19.03.2007 арендатор в лице ООО "САЛАР" изменен на индивидуального предпринимателя Ларионову Ирину Викторовну.
Дополнительным соглашением (Д) от 01.02.2008 к договору аренды N 435-ВС от 19.03.2007 срок действия названного договора аренды продлен на 11 месяцев.
Предупреждением N 505-71-13989/9 от 23.11.2009 комитет обратился к предпринимателю, указав, что в связи с наличием у последнего задолженности по арендной плате за пользование земельным участком, а также исключением павильона по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, 165/2, остановка "Лисиха" из схемы размещения временных сооружений на территории г. Иркутска, администрация отказалась от договора аренды N 435-ВС от 19.03.2007 в одностороннем порядке. В данном предупреждении указано на необходимость освобождения предпринимателем в срок до 04.03.2010 занимаемого земельного участка, поскольку правовые основания для его занятия после указанного срока отсутствуют.
31.05.2018 Департаментом потребительского рынка комитета (далее - департамент) проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу г. Иркутск, Октябрьский округ, ул. Байкальская, д. 165/2, в ходе которого выявлено наличие кафе быстрого питания "Закусити", о чем составлен акт осмотра земельного участка от 31.05.2018.
29.06.2018 в отношении НТО "Закусити", расположенного по адресу г. Иркутск, Октябрьский округ, ул. Байкальская, д. 165/2, комитетом размещено уведомление о демонтаже.
13.08.2018 комитетом вынесено распоряжение N 504-02-1501/18 "О демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного по адресу г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 165/2", которым отделу контроля департамента поручено осуществить демонтаж самовольно размещенного НТО по вышеуказанному адресу.
Комитетом в адрес предпринимателя направлено уведомление N 505-70-14054/18 от 03.09.2018 о принудительном демонтаже НТО, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 165/2, в срок до 10.10.2018
Предприниматель, не согласившись с указанным уведомлением о демонтаже НТО, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходили из законности оспариваемого уведомления, отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда, признав их законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В целях предотвращения фактов самовольного размещения НТО на территории города Иркутска, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 37, 38, 42 Устава города Иркутска, постановлением администрации от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Порядок от 30.06.2017).
К самовольно размещенным относятся НТО, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка от 30.06.2017).
Согласно пунктам 8, 9 Порядка от 30.06.2017 каждый случай выявления комитетом самовольно размещенного НТО оформляется актом; комитет письменно уведомляет лиц, самовольно разместивших НТО, о его демонтаже. Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение НТО.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного НТО требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке, в связи с чем издается распоряжение и направляется (вручается) уведомление о принудительном демонтаже самовольно размещенного НТО лицу, осуществившему самовольное размещение НТО (пункты 12, 13, 14 Порядка от 30.06.2017).
Действовавший в период до 29.10.2018 Порядок размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, утвержденный постановлением администрации от 06.11.2013 N 031-06-2721/13, предусматривал возможность размещения нестационарных торговых объектов на основании договора аренды земельного участка, предоставляемого путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под размещение НТО (пункты 2.1, 2.6).
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденным постановлением администрации от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (начало действия с 29.10.2018) (далее - Положение от 29.10.2018), предусмотрено размещение НТО в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места, заключаемого по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса) (пункты 6, 7).
Таким образом, на территории г. Иркутска НТО подлежат размещению в соответствии со схемой на основании договора аренды земельного участка (с 29.10.2018 - на основании договора на размещения НТО) с проведением публичных процедур.
Как обоснованно установлено судами и подтверждается представленными участвующими в деле лицами доказательствами, на период проведения комитетом установленной вышеизложенным Порядком от 30.06.2017 процедуры демонтажа принадлежащего предпринимателю НТО отсутствовал действующий договор аренды земельного участка (или договор на размещение нестационарного торгового объекта), поскольку договор аренды земельного участка N 435-ВС от 19.03.2007, на основании которого установлен принадлежащий заявителю НТО по адресу г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 165/2, расторгнут комитетом в одностороннем порядке, кафе быстрого питания "Закусити" исключено из Схемы размещения временных сооружений на территории г. Иркутска, иные основания для нахождения НТО предпринимателя на спорном земельном участке отсутствовали.
В этой связи суды правомерно признали, что в условиях отсутствия волеизъявления арендодателя на продление срока договора аренды (либо заключения договора на размещение НТО) спорный торговый объект находился на земельном участке незаконно.
Доводы заявителя жалобы, оспаривающие данный вывод со ссылкой на то, что место размещения принадлежащего ему НТО на спорном земельном участке было включено в Схему размещения временных сооружений на территории г. Иркутска, правомерно были отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком. Схема определяет потенциальную возможность размещения НТО в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на осуществление деятельности на месте, указанном в этой схеме.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
В соответствии с Положением от 29.10.2018 размещение НТО (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места. Предоставление права на размещение НТО должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур, а именно по результатам торгов и с заключением соответствующего договора.
Принимая во внимание, что комитетом оспариваемое уведомление вынесено в пределах его компетенции и с соблюдением установленной Порядком от 30.06.2017 процедуры, при этом предпринимателем не представлены надлежащие доказательства наличия права на использование земельного участка, с учетом прекращения арендных отношений с администрацией, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для использования предпринимателем земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский округ, ул. Байкальская, д. 165/2, и наличии установленных законодательством оснований для его освобождения от принадлежащего заявителю НТО.
При таких обстоятельствах уведомление комитета N 505-70-14054/18 от 03.09.2018 о принудительном демонтаже НТО соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Изложенные в кассационной жалобе доводы предпринимателя не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для принятия иного судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену либо изменение обжалуемых судебных актов.
При таких условиях обжалуемые решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с положениями статьи 283 АПК РФ меры по приостановлению исполнения обжалуемого решения Арбитражного суда Иркутской области, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 ноября 2019 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2019 года по делу N А19-23753/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2019 года по делу N А19-23753/2018 и постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года по тому же делу, принятые определениям Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 ноября 2019 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
...
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2019 г. N Ф02-6142/19 по делу N А19-23753/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6142/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6142/19
04.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3481/19
06.05.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23753/18