г. Иркутск |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А10-3006/2019 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Скубаев А.И.,
рассмотрев кассационную жалобу Администрации муниципального образования - сельского поселения "Бичурское" Бичурского района Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2019 года по делу N А10-3006/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бичурское ЖКХ" (ОГРН 1080306000059, ИНН 0303007492, с. Бичура Республики Бурятия, далее - ООО "Бичурское ЖКХ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования - сельского поселения "Бичурское" Бичурского района Республики Бурятия (ОГРН 1050301458030, ИНН 0303006996, с. Бичура Республики Бурятия, далее - администрация, ответчик) о взыскании 109 907 рублей 31 копейки задолженности за период с 01.05.2017 по 31.03.2019, 18 415 рублей 20 копеек неустойки за период с 11.05.2017 по 01.04.2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2019 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением арбитражными судами норм материального права и процессуального права.
По мнению ответчика, он не должен доказывать наличие технической возможности отключения принадлежащего ему жилого помещения от центрального отопления. Также администрация указывает, что суды необоснованно не привлекли к участию в деле Федеральную службу судебных приставов и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которые осуществляли процедуру реализации спорной квартиры.
В соответствии со статьей 285, частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик является собственником помещения - квартиры по адресу: Бичурский район, с. Бичура, ул. Советская, д. 49, кв. 13.
В период с мая 2017 года по март 2019 года в отсутствие заключенного договора, истец оказал ответчику коммунальные услуги по теплоснабжению и холодному водоснабжению в указанном жилом помещении на общую сумму 109 907 рублей 31 копейка.
Ссылаясь на факт наличия задолженности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из наличия у ответчика обязанности по внесению оплаты за потребленные ресурсы; обоснованности расчета задолженности.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании частей 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
Исследовав доводы и возражения сторон и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (выписку из Единого государственного реестра недвижимости от 24.04.2019; решение Бичурского районного суда Республики Бурятия от 08 июля 2016 года по делу N 2-3/2016; договор на предоставление коммунальных услуг населению от 01.11.2016; переписку сторон; расчеты задолженности) на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, суды, установив факты оказания истцом коммунальных услуг в спорный период, принадлежности жилого помещения муниципальному образованию и не исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Расчет задолженности, произведенный истцом, проверен судами и признан правильным.
Рассмотрев довод заявителя жалобы о том, что им в адрес истца подавалась заявка на отключение жилого помещения от центрального отопления, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Поскольку принадлежащее ответчику жилое помещение находится в составе многоквартирного дома, запрет на переход отопления жилого помещения на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется и на него.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, кроме прочих документов подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме является документ, подтверждающий принятие решения о согласовании (часть 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Из системного анализа пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что внутридомовые системы горячего водоснабжения и отопления, состоящие из стояков и обогревающих элементов, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
В данной связи, в силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 36, части 2 статьи 40, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации реконструкция и переоборудование системы центрального отопления путем ее уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможно только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Доказательств внесения в установленном порядке изменений в схему теплоснабжения жилого дома в материалах дела не имеется. Указанные ответчиком доводы признаются необоснованными.
Оснований для привлечения к участию в деле Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом в настоящем случае не имелось. Кроме того, судебные акты не содержат выводов о правах и обязанностях названных лиц.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2019 года по делу N А10-3006/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного анализа пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что внутридомовые системы горячего водоснабжения и отопления, состоящие из стояков и обогревающих элементов, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
В данной связи, в силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 36, части 2 статьи 40, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации реконструкция и переоборудование системы центрального отопления путем ее уменьшения, изменения назначения или присоединения к имуществу одного из собственников возможно только с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
...
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июля 2019 года по делу N А10-3006/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 января 2020 г. N Ф02-6971/19 по делу N А10-3006/2019