город Иркутск |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А58-1551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2019 года по делу N А58-1551/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангарская судоверфь" (ОГРН 1163850073870, ИНН 3801138990, далее - ООО "Ангарская судоверфь") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) с иском о взыскании 5 083 514 рублей 19 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года решение от 23 мая 2019 года оставлено без изменения.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2019 года по делу N А58-1551/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу отменить в связи с нарушением судами норм материального права: статей 113, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не исследован вопрос о достаточности имущества, закреплённого за должником (государственным унитарным предприятием Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания").
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в отзыве на кассационную жалобу указывает на её обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в связи с длительным неисполнением государственным унитарным предприятием Республики Саха (Якутия) "Арктическая транспортная компания" денежных обязательств, неисполнением вступивших в законную силу судебных актов по делам N А58-4833/2017, А58-4834/2017, А58-4835/2017, А58-5994/2017, А58-5995/2017, А58-5996/2017, А58-5997/2017, А58-5998/2017, ООО "Ангарская судоверфь" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принятые обществом до преобразования государственного унитарного предприятия (ранее - казенное государственное предприятие) меры по исполнению решений арбитражных судов результата не принесли, задолженность не погашена в течение длительного периода времени. Министерство финансов не представило доказательств, свидетельствующих о достаточности имущества для погашения имеющихся долгов учреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Наличие у министерства финансов полномочий государственного органа и распорядителя бюджетных средств в рамках заключенных договоров не исключает в данном случае привлечение министерства к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у должника на исполнение обязательств истцу.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды исследовали обстоятельства принятия истцом возможных в рамках действующего законодательства мер, направленных на исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Выводы судов об обстоятельствах дела основаны на доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая длительный период неисполнения судебных решений учреждением в связи с недостаточностью у него денежных средств, суды правомерно возложили субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам должника на собственника его имущества.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2019 года по делу N А58-1551/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2019 года по делу N А58-1551/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года решение от 23 мая 2019 года оставлено без изменения.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2019 года по делу N А58-1551/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу отменить в связи с нарушением судами норм материального права: статей 113, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2020 г. N Ф02-6428/19 по делу N А58-1551/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6428/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6428/19
10.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3464/19
19.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1551/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1551/19