город Иркутск |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А33-18868/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Некрасова Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2019 года по делу N А33-18868/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2019 года по тому же делу
установил:
индивидуальный предприниматель Некрасов Андрей Владимирович (ИНН 246312957196, ОГРН 308245519900046, далее - индивидуальный предприниматель Некрасов А.В.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Администрации города Ачинска Красноярского края (далее - Администрация) с заявлениями о признании незаконными отказов N 06-02-36-1990, N 06-02-36-1989 от 23.05.2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Некрасов А.В. обратился в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на размещение объектов в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации: спортивных и детских площадок (пункт 26), сезонных аттракционов (пункт 24) без предоставления земельного участка и без установления сервитута в соответствии с прилагаемой схемой на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0000000:33136, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Кравченко, д. 9, площадью 90 кв. м, на срок по 30.12.2029 и земельном участке с кадастровым номером 24:43:0115002:4, расположенном по адресу Красноярский край, г. Ачинск, ул. Назарова, д. 19А, площадью 600 кв. м, на срок по 30.12.2029.
Администрация письмами от 23.05.2019 N 06-02-36-1989 и N 06-02-36-1990 уведомила предпринимателя об отказе в выдаче разрешений на размещение данных объектов, сославшись на выписку из протокола заседания архитектурно-планировочной комиссии при администрации города Ачинска от 16.04.2019 N 3 по вопросам N 28, N 29, согласно которой на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 24:43:0115002:4 планируется размещение памп-трека в 2019 году в соответствии с проектной документацией благоустройства сквера Металлургов; на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 24:43:0000000:33136 планируется проведение работ по благоустройству территории в 2019 году в соответствии с проектной документацией благоустройства сквера Металлургов.
В подтверждение Администрацией представлен проект благоустройства сквера Металлургов по адресу: г. Ачинск, между ул. Назарова и 6 микрорайон (дома N 11, 12), письмо МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска" с просьбой определить подрядчика путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по изготовлению и монтажу оборудования для занятия экстремальными видами спорта в сквере Металлургов города Ачинска, протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся, муниципальный контракт от 24.08.2019 N 0119300000119000588 на выполнение работ для муниципальных нужд.
Не согласившись с отказами в выдаче разрешений на размещение запрашиваемых объектов, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые отказы не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в который включены, в том числе следующие объекты: сезонные аттракционы (пункт 24), спортивные и детские площадки (пункт 26).
Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов установлен постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п (далее - Постановление N 677-п).
Согласно названному Постановлению размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку, на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта (пункт 2). Условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300 (пункт 4). Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу (пункт 9). В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа (пункт 10).
В соответствии с частью 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в соответствии с генеральным планом.
Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 30.05.2014 N 58-407р утверждены Правила землепользования и застройки на территории города Ачинска (далее - Правила N 58-407р).
Согласно пункту 52 Правил N 58-407р в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу пункта 53 данных Правил, размещение сезонных аттракционов, спортивных и детских площадок к числу основных, условно разрешенных или вспомогательных видов использования территориальной зоны рекреационного назначения (Р) не отнесено.
По результатам оценки и исследования доказательств суды установили, что испрашиваемые земельные участки находятся в составе и границах территории общего пользования, зоны Р (рекреационного назначения), предназначенной для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц и имеющей в связи с этим особый правовой режим использования (сквер Металлургов). При этом предоставление права на земельный участок, расположенный в пределах территории общего пользования, возможно только для размещения объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования.
Пунктом 1.5.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования город Ачинск", утвержденного Постановлением администрации г. Ачинска Красноярского края от 24.04.2015 N 147-п, предусмотрено, что аттракционы располагаются на специально оборудованных площадках, предназначенных для отдыха и развлечения, имеющие в своем составе карусели, качели, батут, горки и т.п.
Сквер Металлургов, на территории которого предприниматель просит разместить спорные объекты, как место для размещения аттракционов на территории муниципального образования город Ачинск не указан.
Таким образом, как верно указали суды, размещение спорных объектов (сезонные аттракционы, спортивные и детские площадки) осуществляется заявителем на основании разрешения на размещение нестационарного объекта, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что права индивидуального предпринимателя решениями Администрации, выраженными в письмах N 06-02-36-1989 и N 06-02-36-1990 от 23.05.2019, не нарушены, поскольку правовые основания для выдачи разрешения на размещение нестационарного объекта (сезонных аттракционов, спортивных и детских площадок) в рассматриваемом случае отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что нахождение земельного участка в зоне Р "Зона рекреационного назначения" не являлось основанием для отказов в выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов, не опровергает выводы судов о несоответствии размещения сезонных аттракционов на спорном земельном участке установленному виду разрешенного использования этого земельного участка.
Помимо этого, суды приняли во внимание доводы Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 90 кв. м с кадастровым номером 24:43:0000000:33136 находится в непосредственной близости от фонтана, расположенного на территории сквера Металлургов. Такое расположение создает препятствия для движения пешеходов по скверу. Данный довод предпринимателем не оспорен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для признания оспариваемых отказов Администрации в выдаче разрешения на размещение спорных объектов незаконными являются правомерными и обоснованными, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оспаривающие данные выводы судов являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и по существу направлены на переоценку доказательств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2019 года по делу N А33-18868/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно названному Постановлению размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку, на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта (пункт 2). Условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300 (пункт 4). Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу (пункт 9). В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа (пункт 10).
В соответствии с частью 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в соответствии с генеральным планом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2020 г. N Ф02-7496/19 по делу N А33-18868/2019