город Иркутск |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А58-1458/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Кореневой Т.И., Палащенко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казённого учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2019 года по делу N А58-1458/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401075167, ИНН 1435078879, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республике Саха (Якутия) с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному казённому учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1031402055850, ИНН 1435138461, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, далее - учреждение) о взыскании 3 347 095 рублей 66 копеек ущерба и обязании устранить недостатки выполненных строительно-монтажных работ в соответствии с условиями государственных контрактов N 0116200007917000318 от 28.04.2017, заключённого учреждением с обществом с ограниченной ответственностью "Профстрой" (ОГРН 1121435006110, ИНН 1435253880, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, далее - ООО "Профстрой"), N 0116200007917002496 от 07.06.2017 и N 0116200007917010207 от 04.12.2017, заключённых учреждением с обществом с ограниченной ответственностью "СПМ-Альянс" (ОГРН 1031402072404, ИНН 1435142806, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, далее - ООО "СПМ-Альянс"), на объекте "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Северная мозаика" в Республике Саха (Якутия)" путём: установки конструкций стоек ограждений из стальных труб диаметром 108 мм на площадке N 4 в количестве 80 м.п.; устранения разницы конструкций натяжных сеток на площадке N 4 в количестве 10,7 кв.м; устранения разницы по устройству ограждения ОГ-1 в количестве 298,5 кв.м; устранения разницы конструкции стоек из стальных труб, смонтированных на пруду в количестве 4 271,6 м.п.; устранения разницы по установке бортовых камней в количестве 147 м.п.; выполнения работ по обустройству дороги (разметка проезжей части, установка столбиков); устройства дорожной одежды типа 1 на стоянке; устройства бутового основания автостоянки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Профстрой", ООО "СПМ-Альянс".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объёме; с учреждения в доход федерального бюджета взыскано 45 735 рублей государственной пошлины.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2019 года и постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года в части обязания ответчика устранить недостатки выполненных строительно-монтажных работ, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в соответствующую части отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает на необоснованность вывода судов о неисполнении предписания в части устранения недостатков строительно-монтажных работ, поскольку учреждение, являясь заказчиком объекта, не имеет производственных ресурсов для выполнения строительных работ, учреждением были предприняты меры, направленные на принуждение подрядчиков устранить соответствующие дефекты в рамках их гарантийных обязательств. Иски об обязании ООО "Профстрой" и ООО "СПМ-Альянс" безвозмездно устранить недостатки строительно-монтажных работ заявлены учреждением, соответственно, 08.10.2018 (дело N А58-9311/2018) и 28.09.2018 (дело N А58-9194/2018).
Управление в отзыве на кассационную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просило оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2019 года кассационная жалоба принята к производству суда кассационной инстанции; дело назначено к судебному разбирательству на 10 декабря 2019 года в 11 часов 15 минут.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10 декабря 2019 года объявлялся перерыв до 11 часов 25 минут 17 декабря 2019 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2019 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 11 часов 35 минут 16 января 2020 года.
В судебном заседании 16 января 2020 года объявлялся перерыв до 11 часов 20 минут 23 января 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 10 декабря 2019 года объявлялся перерыв до 11 часов 25 минут 17 декабря 2019 года.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в 2017 году бюджету Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета предоставлены средства на основании соглашения о реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" N 174-07-009 от 18.02.2017, заключённого между Федеральным агентством по туризму и Правительством Республики Саха (Якутия).
В рамках реализации инвестиционного проекта ответчиком заключены государственные контракты на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Северная мозаика" в Республике Саха (Якутия)": N 0116200007917000318 от 23.04.2017 с ООО "Профстрой"; N 0116200007917002496 от 07.07.2017 и N 0116200007917010207 от 04.12.2017 с ООО "СПМ-Альянс".
За период с 23.05.2018 по 16.07.2018 во исполнение пункта 36 централизованного задания Федерального казначейства и пункта 4 раздела I плана контрольных мероприятий управления на 2018 год управлением проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)".
В ходе проведения проверки истцом выявлены нарушения условий контрактов, расцененные как неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств:
1. актом о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 5 от 24.08.2017 на сумму 19 040 993 рубля 83 копейки к государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 с ООО "Профстрой" ответчиком произведена оплата за установку водопропускных труб из гофрированного оцинкованного металла диаметром 2,0 метра длиной 46,41 метров вместо водопропускных труб диаметром 1,5 метра длиной 21 метр. Нарушение в денежном выражении составляет 3 347 095 рублей 66 копеек;
2. согласно позиции 119 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 3 от 25.07.2017 на сумму 7 060 414 рублей 08 копеек по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком была принята к оплате стоимость конструкций стоек ограждений из стальных труб диаметром 108 мм на площадке N 4 в количестве 80 м.п. Контрольным обмером от 28.05.2018 установлена фактическая длина 54,2 м.п. При этом разница в длине 25,8 м.п. составляет 0,196 тонн (сортамент труб ГОСТ 10704-91), а окраска 0,196 тонн составляет 10,584 кв.м. Нарушение в денежном выражении составляет 18 477 рублей 22 копейки;
3. согласно позиции 253 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 4 от 21.08.2017 на сумму 12 667 254 рубля 18 копеек по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком была принята к оплате стоимость конструкций натяжных сеток на площадке N 4 в количестве 131,6 кв.м. Фактическая площадь указанных конструкций - 120,9 кв.м (по состоянию на 28.05.2018). Нарушение в денежном выражении составляет 3 729 рубле 26 копеек;
4. согласно позиции 339 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 9 от 17.10.2017 на сумму 16 779 740 рублей 17 копеек по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком были приняты к оплате работы по устройству ограждения ОГ-1 в количестве 731,1 кв.м. Фактическая площадь составила 432,6 кв.м. Нарушение в денежном выражении составила 665 010 рублей 79 копеек;
5. согласно позиции 18 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 6 от 21.09.2017 на сумму 24 610 141 рубль 51 копейка по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком были приняты к оплате конструкции стоек из стальных труб, смонтированных на пруду, в количестве 425,6 м.п. Контрольным обмером по состоянию на 28.05.2018 установлена фактическая длина указанных стоек - 154 м.п. Нарушение в денежном выражении составило 175 303 рубля 58 копеек;
6. согласно позициям 46 и 47 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 6 от 21.09.2017 на сумму 24 610 142 рубля по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком были приняты к оплате работы по установке бортовых камней в количестве 400 м.п. Контрольным обмером от 28.05.2018 установлена фактическая длина бортовых камней - 253 м.п. Нарушение в денежном выражении составило 203 848 рублей 02 копейки;
7. согласно позициям 88-94 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 6 от 21.09.2017 на сумму 24 610 142 рубля по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком были приняты к оплате работы по обустройству дороги (разметка проезжей части, установка столбиков). Контрольным обмером от 28.05.2018 установлено, что данные работы не выполнялись. Нарушение в денежном выражении составило 147 735 рублей 83 копейки;
8. согласно акту о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 2 от 21.08.2017 на сумму 12 360 967 рублей 23 копейки по государственному контракту N 0116200007917002496 от 07.06.2017 ответчиком были приняты к оплате работы по устройству дорожной одежды типа 1 на стоянке. Контрольным обмером было установлено, что по состоянию на 28.05.2018 данные виды работ не выполнялись. Нарушение в денежном выражении составило 10 411 362 рубля 49 копеек;
9. согласно акту о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 1 от 11.12.2017 на сумму 6 218 647 рублей 34 копейки по государственному контракту N 0116200007917010207 от 04.12.2017 ответчиком были приняты к оплате работы по устройству основания из бутового камня. Контрольным обмером было установлено, что по состоянию на 28.05.2018 факт выполнения работ по устройству бутового основания автостоянки не подтверждён. Нарушение в денежном выражении составило 4 464 733 рубля 94 копейки.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 16.07.2018, по выявленным нарушениям выдано предписание о возмещении причинённого ущерба Российской Федерации путём перечисления в доход федерального бюджета средств в сумме 3 347 095 рублей 66 копеек в срок до 28.12.2018 и устранения заказчиком недостатков выполненных строительно-монтажных работ в соответствии с условиями контрактов в срок до 28.12.2018.
Поскольку ответчик требования предписания не выполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из наличия у управления полномочий на вынесение предписания об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства путём обязания заказчика по государственным контрактам самостоятельно выполнить работы, не исполненные подрядчиками.
Между тем, указывая на обоснованность предъявленных управлением к учреждению требований о понуждении к устранению недостатков работ, суды не учли, что стороной контрактов на выполнение соответствующих работ истец не является и требовать от заказчика устранения недостатков не может. Удовлетворение указанных требований фактически изменяет обязательства сторон по государственным контрактам, лишая стороны контрактов возможности реализовать права, основанные на нормах гражданского законодательства и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая изложенное, следует признать, что выводы судов являются необоснованными.
При таких обстоятельствах судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть вышеизложенное и рассмотреть спор по существу с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц и представленных ими доказательств, в том числе касающихся исполнения ответчиком предписания истца, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное разбирательство.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2019 года по делу N А58-1458/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проведения проверки истцом выявлены нарушения условий контрактов, расцененные как неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств:
1. актом о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 5 от 24.08.2017 на сумму 19 040 993 рубля 83 копейки к государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 с ООО "Профстрой" ответчиком произведена оплата за установку водопропускных труб из гофрированного оцинкованного металла диаметром 2,0 метра длиной 46,41 метров вместо водопропускных труб диаметром 1,5 метра длиной 21 метр. Нарушение в денежном выражении составляет 3 347 095 рублей 66 копеек;
2. согласно позиции 119 акта о приёмке выполненных работ формы N КС-2 N 3 от 25.07.2017 на сумму 7 060 414 рублей 08 копеек по государственному контракту N 0116200007917000318 от 28.04.2017 ответчиком была принята к оплате стоимость конструкций стоек ограждений из стальных труб диаметром 108 мм на площадке N 4 в количестве 80 м.п. Контрольным обмером от 28.05.2018 установлена фактическая длина 54,2 м.п. При этом разница в длине 25,8 м.п. составляет 0,196 тонн (сортамент труб ГОСТ 10704-91), а окраска 0,196 тонн составляет 10,584 кв.м. Нарушение в денежном выражении составляет 18 477 рублей 22 копейки;
...
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из наличия у управления полномочий на вынесение предписания об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства путём обязания заказчика по государственным контрактам самостоятельно выполнить работы, не исполненные подрядчиками.
Между тем, указывая на обоснованность предъявленных управлением к учреждению требований о понуждении к устранению недостатков работ, суды не учли, что стороной контрактов на выполнение соответствующих работ истец не является и требовать от заказчика устранения недостатков не может. Удовлетворение указанных требований фактически изменяет обязательства сторон по государственным контрактам, лишая стороны контрактов возможности реализовать права, основанные на нормах гражданского законодательства и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2020 г. N Ф02-5999/19 по делу N А58-1458/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3829/19
27.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1458/19
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5999/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5999/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5999/19
09.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3829/19
16.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1458/19