город Иркутск |
|
26 марта 2020 г. |
Дело N А19-13913/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Новогородского И.Б.,
рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года по делу N А19-13913/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1163850063618, ИНН 3818047004; далее - пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН 1023802527980, ИНН 3828005973; далее - ФКУ "КП N 39", страхователь, учреждение) о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2018 в размере 79 000 рублей.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года резолютивная часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года оставлена без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ФКУ "КП N 39" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного медицинского страхования были представлены позже установленного срока на 3 дня по техническим неполадкам. Страхователем была представлена информация о нахождении программиста в отпуске и копии скриншотов о том, что программа СЗВ-М не работала 15.05.2018, а также докладная записка о невозможности представления информации из-за технических неполадок в программе. Суды не рассмотрели вопрос о смягчающих ответственность обстоятельствах, не учли незначительный период просрочки (три дня). Кроме того, страхователь является казенным учреждением, федеральное финансирование производится строго по кодам бюджетной классификации, уплата штрафных санкций не предусмотрена статьями расходов учреждения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 13.12.2019, без вызова сторон и проведения судебного заседания с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 53, 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке ее рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов настоящего дела, по результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионным фондом принято решение от 07.08.2018 N 048S19180011728 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений за май 2018 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 79 000 рублей.
Требование об уплате штрафа N 048S01180055628 от 29.08.2018 в установленный срок до 18.09.2018 страхователем не исполнено.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
01.04.2019 Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-6448/2019 выдан судебный приказ на взыскание с ФКУ "КП N 39" штрафа в сумме 79 000 рублей на основании абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май 2018 года; в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 580 рублей.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2019 года по делу N А19-6448/2019 указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений страхователя относительно исполнения судебного приказа.
05.06.2019 в арбитражный суд от пенсионного фонда поступило заявление о взыскании с ФКУ "КП N 39" финансовых санкций в размере 79 000 рублей за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май 2018 года.
25.07.2019 Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-13913/2019 вынесена резолютивная часть решения об удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года решение суда первой инстанции от 25 июля 2019 года оставлено без изменения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, сделали правильный вывод о наличии у пенсионного фонда оснований для привлечение страхователя к ответственности за несвоевременное представление отчета по форме СЗВ-М за май 2018 года.
При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пунктах 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в данном пункте, а именно:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 11 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Судами правильно установлено, что с заявлением о взыскании финансовой санкции пенсионный фонд обратился 05.06.2019 - в установленный законом шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании штрафных санкций, исчисляемый после отмены судебного приказа.
Срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2018 года - не позднее 15.06.2018.
Указанные сведения представлены страхователем 18.06.2018 по телекоммуникационным каналам связи на 158 застрахованных лиц - с нарушением установленного законом срока на 3 дня.
Доказательств о наличии объективных причин, препятствующих своевременному представлению сведений, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, страхователем не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, у суда первой инстанции не имелось оснований для снижения финансовых санкций, поскольку учреждение соответствующих доводов об этом суду первой инстанции не заявляло.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод об отсутствии денежных средств для уплаты финансовых санкций не является основанием, освобождающим ФКУ "КП N 39" от обязанности по уплате штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года по делу N А19-13913/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление ПФР считает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности, т. к. на несколько дней нарушил срок представления сведений по форме СЗВ-М.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами Управления ПФР согласился.
Сведения персонифицированного учета представлены страхователем по телекоммуникационным каналам связи с нарушением установленного законом срока. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному представлению сведений, страхователем не представлено.
Довод об отсутствии денежных средств для уплаты финансовых санкций не является основанием, освобождающим от обязанности по уплате штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных законом.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 марта 2020 г. N Ф02-7368/19 по делу N А19-13913/2019