город Иркутск |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А58-6985/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2019 года по делу N А58-6985/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года по тому же делу,
установил:
государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" (ОГРН 1081435001372 ИНН 1435197869, г. Якутск; далее - ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительными абзацев 2, 3 пункта 3 представления Счетной палаты Республики Саха (Якутия) (далее - Счетная палата) от 27.03.2019 N 33/06-16/456.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что изменение условий соглашения путем заключения дополнительного соглашения от 19.11.2018 об уточнении платежа и, соответственно, решение о восстановлении средств федерального бюджета были приняты на уровне отраслевого Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) в целях экономии средств, как федерального, так и республиканского бюджетов, использованы исключительно в целях погашения кредиторской задолженности 2017 года, вне зависимости от конечного получателя этих средств; доказательства расходования этих средств на какие-либо иные цели отсутствуют; сумма 30 869, 5 тыс. рублей была доведена Учреждению в целях погашения кредиторской задолженности 2017 года и добровольного исполнения судебного решения; эти денежные средства, взысканные в судебном порядке за неисполнение Министерством своих обязательств, вытекающих из отношений 2017 года, по своей правовой природе и исходя из существа судебного спора, не могли в 2018 году носить целевой характер, следовательно, могли быть потрачены заявителем по своему усмотрению.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2007 N 1746-р учреждено ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс". Учредителем является Правительство Республики Саха (Якутия); функции и полномочия учредителя Учреждения осуществлял Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия); с октября 2018 года - Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)), а в части государственного имущества, находящегося в ведении учреждения - Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).
ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" является специализированным государственным автономным учреждением по охране лесов от пожаров. Основной целью деятельности Учреждения является, в том числе тушение лесных пожаров. Государственные услуги (работы), предоставляемые Учреждением, выполняются за счет субсидий на выполнение государственного задания, иных субсидий, бюджетных инвестиций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств из федерального бюджета на осуществление переданных Республике Саха (Якутия) полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии с поручением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (постановление от 21.11.2018 ГС N 58-VI), планом работы Счетной палаты на 2018 год в ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и целевого использования средств бюджета, направленных Учреждению, в ходе проведения которого установлено следующее.
20.07.2018 Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) и ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" подписано соглашение N 1И-Н-КЗ о предоставлении целевых субсидий, предметом которого явилось предоставление Учреждению целевой субсидии из средств субвенции федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года в сумме 2 597 174 рублей 15 копеек.
01.08.2018 денежные средства в указанном размере платежным поручением N 278566 зачислены на лицевой счет ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс".
В августе 2018 года кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров за 2017 год погашена за счет средств субвенции из федерального бюджета.
19.11.2018 между Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) и ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" подписано дополнительное соглашение N 1 к соглашению от 20.07.2018 N 1И-Н-КЗ, в пункте 4 которого отредактирован предмет соглашения, а именно уточнен источника финансирования погашения кредиторской задолженности за 2017 год - государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
21.11.2018 денежные средства в размере 2 597 174 рублей 15 копеек платежным поручением N 3500 зачислены на лицевой счет ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс".
Приказом ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" от 29.11.2018 N 248 централизованной бухгалтерии приказано восстановить оплаченные суммы затрат на тушение лесных пожаров 2017 года из федерального бюджета в размере 2 597 174 рублей 15 копеек за счет средств государственного бюджета РС(Я), направленных в виде целевой субсидии на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года; произвести возврат средств в размере 2 597 174 рублей 15 копеек за счет федерального бюджета, направленных на погашение кредиторской задолженности привлеченным физическим лицам за услуги по тушению лесных пожаров 2017 года.
Уведомлением от 30.11.2018 N 33 произведено уточнение принадлежности платежа по ранее произведенным выплатам физическим лицам, в графе наименование бюджета указано - государственный бюджет РС(Я).
Установив, что на дату перечисления денежных средств - 21.11.2018 кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров 2017 года отсутствовала, выделенные средства фактически перечислены в доход федерального бюджета (восстановлена сумма расходов средств федерального бюджета), Счетная палата пришла к выводу о том, что в нарушение пункта 4 дополнительного соглашения N 1 от 19.11.2018 Учреждением произведено расходование средств в размере 2 597 200 рублей на цели, не связанные с целями предоставления субсидии, предусмотренные соглашением от 20.07.2018 N 1И-Н-КЗ.
Кроме того, 18.01.2017 между Департаментом по лесным отношениям РС(Я) и ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" заключено соглашение N 1-Н о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственных работ, в соответствии с которым Учреждению предоставлена субсидия на тушение лесных пожаров в размере 16 100 000 рублей (7 100 000 рублей из федерального бюджета, 9 000 000 рублей - из республиканского бюджета).
19.11.2018 Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) с ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" подписано дополнительное соглашение N 7 к соглашению от 18.01.2017 N 1-Н, в соответствии с которым из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставлено дополнительно 30 869 500 рублей на выполнение вида деятельности "Тушение лесных пожаров" государственного задания на 2017 год за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе 3 590 000 рублей, направленных Учреждением на погашение текущих общехозяйственных расходов 2018 года: коммунальные услуги - 1 500 000 рублей; за аутсорсинговые услуги - 2 090 000 рублей.
Счетная палата посчитала, что в нарушение пункта 1 Соглашения от 18.01.2017 N 1-Н Учреждением допущено расходование средств субсидии на сумму 3 590 000 рублей на цели, не установленные соглашением, выразившиеся в направлении средств субсидии на 2017 год на погашение текущих общехозяйственных расходов 2018 года.
27.03.2019 Счетной палатой выдано Учреждению представление, согласно которому ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" надлежит обеспечить возврат в государственный бюджет 2 597 200 рублей, направленных на восстановление средств федерального бюджета, и 3 590 000 рублей, направленных на погашение текущих общехозяйственных расходов 2018 года (абзацы 2, 3 пункта 3).
ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что представление в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает, в том числе результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Учреждению в 2018 году по Соглашению от 20.07.2018 N 1И-Н-КЗ были выделены средства целевой субвенции федерального бюджета 2 597 200 рублей на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года. За счет указанных средств в августе 2018 года погашена кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров за 2017 год. Дополнительным соглашением N 1 от 19.11.2018 Учреждению из бюджета субъекта Республики Саха (Якутия) было выделена целевая субсидия в том же размере на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на момент предоставления субсидии из республиканского бюджета на основании дополнительного соглашения от 19.11.2018 (платежное поручение от 21.11.2018) кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров 2017 года отсутствовала в связи с ее погашением в августе 2018 года; фактически целевая субсидия, полученная из бюджета Республики Саха (Якутия), направлена не на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года, а на восстановление средств федерального бюджета, что не соответствует целям предоставления субсидии в соответствии с соглашением и дополнительным соглашением.
Доказательства, что указанные средства из бюджета Республики Саха (Якутия) были предоставлены Учреждению именно с целью "восстановление средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания 2018", в материалах дела отсутствуют.
Относительно выводов Счетной палаты о необходимости возврата в государственный бюджет 3 590 000 рублей, направленных на погашение текущих общехозяйственных расходов 2018 года, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании дополнительного соглашения от 19.11.2018 N 7 к Соглашению от 18.01.2017 N1-Н Учреждению предоставлена субсидия на сумму 30 869 500 рублей на погашение кредиторской задолженности 2017 года, 27 279 500 рублей из которых направлены на погашение кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года. Однако 3 590 000 рублей направлены на погашение текущих общехозяйственных расходов 2018 года, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что указанная сумма была доведена Учреждению в целях погашения кредиторской задолженности 2017 года и добровольного исполнения судебного решения; эти денежные средства, взысканные в судебном порядке за неисполнение Министерством своих обязательств, вытекающих из отношений 2017 года, по своей правовой природе и, исходя из существа судебного спора, не могли в 2018 году носить целевой характер, следовательно, могли быть потрачены заявителем по своему усмотрению, правомерно отклонены судами двух инстанций.
Учитывая, что дополнительное соглашение заключено к соглашению о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2017 год, суды верно признали, что независимо от способа получения денежных средств они сохраняют свое целевое предназначение, определенное характером взаимоотношений кредитора и должника, в связи с чем взысканные денежные средства подлежат расходованию получателем бюджетных средств исключительно в рамках целевого назначения недополученных средств из соответствующего бюджета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих о выделении средств в размере 30 869 500 рублей в целях исполнения судебного решения и соответствующего исполнительного листа.
Иные доводы кассационной жалобы также проверены, однако не могут быть учтены, как не влияющие на правильность выводов судов о законности представления в оспариваемой части, ввиду доказанности названных фактов нецелевого использования денежных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2019 года по делу N А58-6985/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2020 г. N Ф02-1805/20 по делу N А58-6985/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1805/20
20.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6328/19
24.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6328/19
10.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6985/19