город Иркутск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А33-29760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Бандурова Д.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края представителя прокуратуры Моргуна О.В. (удостоверение) и представителя агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края - Калиновского В.И. (доверенность от 15.01.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакова Николая Григорьевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2019 года по делу N А33-29760/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Красноярского края обратился в арбитражный суд с иском к агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - агентство) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Маслакову Николаю Григорьевичу (далее - Маслаков Н.Г.) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 28.12.2018 N 08-БП-1935 безвозмездного пользования земельным участком и применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2020 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчики обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителей, судами к возникшим правоотношениям неправильно применены положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Проведение аукциона по продаже права безвозмездного пользования земельного участка недопустимо, поскольку делает невозможным его безвозмездное предоставление. Информация о спорном земельном участке была размещена на официальном сайте агентства в сети "Интернет" задолго до обращения Маслакова Н.Г.
В отзыве на кассационные жалобы прокурор просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Присутствующие в судебном заседаний прокурор и представитель агентства поддержали доводы кассационных жалоб и отзыва на них.
Маслаков Н.Г. о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещен надлежащим образом (информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.12.2018 между агентством (ссудодателем) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Маслаковым Н.Г. (ссудополучателем) заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому ссудодатель предоставляет сроком на 6 лет в безвозмездное пользование ссудополучателю для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:05:0309002:208, площадью 4319866 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, СПК "Орловский".
Ссылаясь на недействительность договора безвозмездного пользования земельным участком в связи с нарушением при его заключении порядка предоставления земельного участка, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39.10, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что спорный договор безвозмездного пользования земельным участком заключен с нарушением публичных процедур и интересов, пришли к выводу о ничтожности указанного договора.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Согласно пункту 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к содержанию извещения указаны в части 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Проанализировав положения приведенных норм, устанавливающих особенности предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что возможность предоставления земельного участка без проведения торгов таким лицам под соответствующие цели связана с обязательным опубликованием извещения о предоставлении участка и с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о его предоставлении.
Поскольку агентство после поступления заявления Маслакова Н.Г. не опубликовало извещение о предоставлении земельного участка и соответственно не учло возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, суды обоснованно признали договор от 28.12.2018 не соответствующим положениям земельного законодательства.
В пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Следовательно, установленный законом порядок заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорный договор безвозмездного пользования земельным участком заключен с нарушением требований статей 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, посягает на публичные интересы и правомерно признали его ничтожным.
Доводы ответчиков о необоснованном применении к спорным правоотношениям положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм земельного законодательства.
Утверждениям заявителей о своевременном опубликовании информации на сайте агентства относительно предоставления спорного земельного участка была дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные приведенные в кассационных жалобах доводы по существу выражают несогласие с результатами оценки судами доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2019 года по делу N А33-29760/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Следовательно, установленный законом порядок заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорный договор безвозмездного пользования земельным участком заключен с нарушением требований статей 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, посягает на публичные интересы и правомерно признали его ничтожным.
Доводы ответчиков о необоснованном применении к спорным правоотношениям положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм земельного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2020 г. N Ф02-1721/20 по делу N А33-29760/2019