город Иркутск |
|
10 июля 2020 г. |
Дело N А33-31260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лина Плюс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 декабря 2019 года по делу N А33-31260/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лина Плюс" (ОГРН 1152468009760, ИНН 2466159872, далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 декабря 2019 года, заявление управления удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей с направлением изъятой алкогольной продукции на уничтожение.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Согласно доводов кассационной жалобы, обнаруженная на складе общества алкогольная продукция ему не принадлежала и не предназначалась для оборота спиртосодержащей продукции по смыслу пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ); данная продукция была приобретена директором общества в личных целях для использования в качестве очистителей; управлением при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества допущены существенные процессуальные нарушения; общество в нарушение требований части 3 статьи 28.7 КоАП РФ не было уведомлено о возбуждении дела об административном правонарушении, в определении о возбуждении дела не заполнены графы об ознакомлении с правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, об отправке и (или) вручении данного определения; привлечение общества к административной ответственности при наличии сведений о ненадлежащем исполнении органами почтовой связи обязанностей по доставке почтовых отправлений невозможно; неполучение почтовой корреспонденции ввиду указанных обстоятельств лишило общество возможности представления доказательств хранения спорной алкогольной продукции для личных целей директора общества, в связи с чем общество не может быть привлечено к ответственности.
В представленном отзыве управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 158 АПК РФ, в связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821 судебное разбирательство отложено с 16 апреля 2020 года до 07 июля 2020 года на 12 часов 00 минут, о чем судом округа вынесено определение от 21 апреля 2020 года.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество осуществляет оптовую продажу алкогольной продукции (пиво и пивные напитки) по адресу: 660020, Красноярский край, г.Красноярск, ул. 1-й км Енисейского тракта, помещение 3.
24.04.2019 в рамках дела об административном правонарушении N 6-04-29/144ю-2019, возбужденного в отношении общества по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, проведен осмотр торгового и складского помещений, расположенных по указанному адресу.
В ходе осмотра (протокол осмотра N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019 с приложением материалов фотосъемки) складского помещения обнаружена находящаяся на хранении алкогольная продукция в количестве 42 бутылок без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
29.04.2019 должностным лицом управления по данному факту вынесено определение N 6-04-29/146ю-2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В рамках возбужденного дела об административном правонарушении в адрес общества сопроводительными письмами от 29.04.2019, 15.05.2019 и 07.06.2019 направлено определение об истребовании сведений N 6-04-29/146ю-2019, в том числе о предоставлении сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота обнаруженной алкогольной продукции, однако соответствующие документы не представлены.
По результатам проведенного административного расследования должностным лицом административного органа составлен протокол N 6-04-29/146ю-2019 от 02.09.2019 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, что явилось поводом обращения управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к соответствующей административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В силу положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ). При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
На основании положений статьи 28.3 КоАП РФ, Закона N 171-ФЗ, пункта 5 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом компетентного органа - управлением.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Под напитками, изготавливаемых на основе пива (пивные напитки) понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (подпункт 13.2 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно подпункту 16 статьи 2 указанного закона под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии прямо перечисленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Как установлено пунктом 1 статьи 26 названного закона, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что изъятая алкогольная продукция в количестве 17 бутылок хранилась в торговых и складских помещениях, принадлежащих обществу, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, что подтверждается протоколом осмотра N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019 с приложением материалов фотосъемки, протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов) N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протоколом изъятия товаров и иных вещей N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протоколом изъятия товаров и иных вещей N 6-04-29/146ю-2019 от 25.06.2019, протоколом об административном правонарушении юридического лица N 6-04-29/146ю-2019 от 02.09.2019, в связи с чем доводы общества о принадлежности изъятой алкогольной продукции иному лицу и ее использовании для личного потребления в качестве очистителя мотивированно отклонен судом первой инстанции ввиду их несостоятельности.
Ссылка общества на ненадлежащее исполнение органами почтовой связи своих обязанностей по доставке почтовой корреспонденции, а также ненаправление управлением обществу копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, извещения о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, вследствие чего нарушены установленные положениями КоАП РФ права общества, также подлежит отклонению в силу следующего.
Как следует из части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ, копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу частей 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Судом первой инстанции обоснованно не установлено нарушения изложенных требований законодательства, поскольку определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 6-04-29/146ю-2019 от 29.04.2019 направлялось заказным письмом по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, на его электронный адрес, а также по адресу регистрации директора общества Веселкова Э.В., однако обществом не получено; извещение о явке (переносе явки) для составления протокола об административном правонарушении юридического лица направлялось заказным письмом по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, и также не получено. При этом доводы общества о том, что по вине органа почтовой связи оно не получало информацию о ходе возбужденного административного производства подлежат отклонению, поскольку при установленном в ходе судебного разбирательства соблюдении административным органом изложенных требований КоАП РФ неполучение обществом почтовой корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, является как внутренней организационной проблемой данной организации, так и ее риском, все неблагоприятные последствия которого несет она сама. Более того, исходя из имеющихся в материалах дела определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протокола осмотра N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протокола изъятия вещей и документов (проб и образцов) N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протокола изъятия товаров и иных вещей N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, общество было осведомлено о проведении в отношении него соответствующих процессуальных действий, поскольку в указанных документах имеются подписи директора Веселкова Э.В.
С учетом изложенных норм материального права, оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ на предмет из относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений требований к порядку возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем с учетом положений статей 1.5, 2.1, 2.2, 4.1 КоАП РФ привлек общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей с направлением изъятой алкогольной продукции на уничтожение.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда первой инстанции основаны на надлежащей оценке всех доказательств, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судом, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 декабря 2019 года по делу N А33-31260/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции обоснованно не установлено нарушения изложенных требований законодательства, поскольку определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 6-04-29/146ю-2019 от 29.04.2019 направлялось заказным письмом по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, на его электронный адрес, а также по адресу регистрации директора общества Веселкова Э.В., однако обществом не получено; извещение о явке (переносе явки) для составления протокола об административном правонарушении юридического лица направлялось заказным письмом по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, и также не получено. При этом доводы общества о том, что по вине органа почтовой связи оно не получало информацию о ходе возбужденного административного производства подлежат отклонению, поскольку при установленном в ходе судебного разбирательства соблюдении административным органом изложенных требований КоАП РФ неполучение обществом почтовой корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, является как внутренней организационной проблемой данной организации, так и ее риском, все неблагоприятные последствия которого несет она сама. Более того, исходя из имеющихся в материалах дела определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протокола осмотра N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протокола изъятия вещей и документов (проб и образцов) N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, протокола изъятия товаров и иных вещей N 6-04-29/144ю-2019 от 24.04.2019, общество было осведомлено о проведении в отношении него соответствующих процессуальных действий, поскольку в указанных документах имеются подписи директора Веселкова Э.В.
С учетом изложенных норм материального права, оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ на предмет из относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений требований к порядку возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем с учетом положений статей 1.5, 2.1, 2.2, 4.1 КоАП РФ привлек общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей с направлением изъятой алкогольной продукции на уничтожение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2020 г. N Ф02-1703/20 по делу N А33-31260/2019