город Иркутск |
|
07 сентября 2020 г. |
Дело N А33-27101/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Васильевым Е.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Качур Ю.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Смакотиной А.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - Рябининой Г.В. (доверенность от 09.01.2020, диплом, паспорт); федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Степанова И.В. (доверенность от 14.09.2018, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 декабря 2019 года по делу N А33-27101/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) о признании отказа N 1-6/13252 от 02.07.2019 о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости незаконным, не соответствующим пункту 12 статьи 62.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; об обязании учреждения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть письмо Министерства N 77-06610 от 11.06.2019 и внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2020 года, заявленные Министерством требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
В обоснование кассационной жалобы учреждение ссылается на то, что внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) подлежат сведения, предусмотренные лишь Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), независимо от установленных иными правовыми актами норм о необходимости внесения сведений в данный реестр; положениями Закона о государственной регистрации не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о границах лесопарковых зеленых поясов.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство доводы кассационной жалобы считает несостоятельными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Министерства против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, письмом N 77-06610 от 11.06.2019 Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением о внесении сведений о границах лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска в Единый государственный реестр недвижимости. К заявлению приложен электронный носитель с электронной формой карты (плана).
Письмом N 1-6/13252 от 02.07.2019 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало заявителю во внесении в ЕГРН сведений о лесопарковом зеленом поясе г. Красноярска, со ссылкой на статью 105 Земельного кодекса РФ указало, что в числе видов зон с особыми условиями использования территорий отсутствуют виды, к которым можно отнести лесопарковый зеленый пояс; внесение сведений о лесопарковом зеленом поясе в ЕГРН, как зоны с особыми условиями использования территории, законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с отказом, Министерство оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у ФГБУ "ФКП Росреестра" оснований для отказа во внесении сведений в ЕГРН.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ, действующего с 01.07.2019) предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Согласно пункту 1 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание лесопаркового зеленого пояса.
Общественная палата соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с момента поступления ходатайства о создании лесопаркового зеленого пояса организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды).
Пунктом 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.
На основании пункта 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 22 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007, предусматривал, что сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Данное Положение действовало на момент принятия учреждением оспариваемого отказа.
Судами установлено, что постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 07.06.2018 N 5-1724П "О создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска" принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса города Красноярска. Границы указанного пояса утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 14.05.2019 N 255-п.
Поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды, и Положением N 1007, действующим на момент принятия оспариваемого отказа, предусмотрено внесение таких сведений в ЕГРН в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории, что соответствует пункту 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о неправомерности отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
С учетом изложенного, судами правомерно были отклонены доводы учреждения об отсутствии в Законе государственной регистрации обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации лесопарковых зон как отдельного вида зоны относящейся к особым условиям использования территории.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 декабря 2019 года по делу N А33-27101/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 22 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007, предусматривал, что сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
...
Поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды, и Положением N 1007, действующим на момент принятия оспариваемого отказа, предусмотрено внесение таких сведений в ЕГРН в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории, что соответствует пункту 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о неправомерности отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
С учетом изложенного, судами правомерно были отклонены доводы учреждения об отсутствии в Законе государственной регистрации обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации лесопарковых зон как отдельного вида зоны относящейся к особым условиям использования территории."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2020 г. N Ф02-4049/20 по делу N А33-27101/2019