город Иркутск |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А78-10174/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 января 2020 года по делу N А78-10174/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "город Чита" (ОГРН: 1027501183467, ИНН: 7536031229, г. Чита; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Забайкальскому краю в лице министерства финансов Забайкальского края (ОГРН: 1087536008108, ИНН: 7536095230, г. Чита; далее - министерство финансов) о взыскании 10 926 000 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением жилых помещений гражданам - инвалидам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 января 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при рассмотрении дела суды не дали оценки доводам и доказательствам ответчика о выделении из бюджета Забайкальского края в бюджет городского округа "город Чита" дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (то есть, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, жилищных).
Судами не учтено, что к межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, а основания для взыскания убытков в порядке статьи 15 указанного Кодекса отсутствую.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, граждане Ковылина Алла Владимировна, Савицкий Павел Иннокентьевич, Церкуник Константин Александрович, Кириллов Артем Александрович, Шалашова Ульяна Андреевна являются инвалидами, страдающими заболеваниями, попадающими под перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действовал в спорный период; далее - Перечень N 378).
Вступившими в законную силу решениями Черновского районного суда г. Читы от 23 декабря 2014 года, 11 марта 2012 года, 15 июля 2016 года, 05 июля 2016 года, Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2011 года на администрацию возложена обязанность по предоставлению указанным гражданам - инвалидам во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений: Ковылиной А.В. общей площадью не менее 35 кв.м, Савицкому П.И. по норме предоставления на одного человека с учетом его права на дополнительную площадь, Церкуник К.А. и его семье (Гайдаровой В.В., Гайдаровой Е.А., Церкунику С.А.) общей площадью помещения не менее 70 кв.м, Кириллову А.А. и его семье (Кирилловой Ю.В., Кирилловой Н.А.) общей площадью не менее 39 кв.м с учетом права на пользование дополнительной площадью, Шалашовой У.А. и ее семье (4 человека) общей площадью не менее 70 кв.м.
Во исполнение решений суда гражданам-инвалидам и их семьям предоставлены жилые помещения: Ковылиной А.В. - двухкомнатная квартира общей площадью 51,6 кв.м; Савицкому П.И. - однокомнатная квартира общей площадью 35,7 кв.м, семье Церкуник К.А. - четырехкомнатная квартира общей площадью 70,0 кв.м;
семье Кириллова А.А - двухкомнатная квартира общей площадью 41,2 кв.м;
семье Шалашовой У.А. - двухкомнатная квартира общей площадью 44,5 кв.м (договоры социального найма жилого помещения от 18.03.2019 N 04, 24.01.2014 N 1, 15.03.2019 N 05, 24.01.2019 N 01, 01.08.2017 N 11).
Полагая, что расходы в размере 10 926 000 рублей, связанные с приобретением квартир для граждан - инвалидов и их семей, подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды признали иск обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у Забайкальского края обязанности по возмещению расходов администрации.
Факт несения истцом убытков подтверждается материалами дела.
Между тем выводы судов о наличии у Забайкальского края обязанности по возмещению расходов на предоставление жилых помещений в заявленном размере являются необоснованными в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, согласно решению Черновского районного суда г. Читы от 15 июля 2016 года предоставление жилого помещения площадью не менее 70 кв.м семье Церкуник обусловлено наличием в семье малолетнего ребенка-инвалида, а также тем, что семья признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении с 25.03.2016.
Решением Черновского районного суда г. Читы от 05 июля 2016 года предоставление жилого помещения площадью не менее 39 кв.м семье Кирилловых обусловлено наличием в семье несовершеннолетнего ребенка-инвалида, а также тем, что семья поставлена с 10.03.2005 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, малоимущей не признана.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 февраля 2011 года предоставление жилого помещения площадью не менее 70 кв.м семье Шалашовой У.А. обусловлено наличием в семье несовершеннолетнего ребенка-инвалида, а также тем, что Старжинская Н.Н. (мать) состоит на учете в администрации Черновского административного района городского округа "город Чита".
Исходя из анализа положений абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), части 1 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 19, статей 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также обеспечение проживающих в поселении (муниципальном, городском округе) и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда, принадлежащего муниципальному образованию на праве собственности.
Таким образом, взыскание стоимости жилого помещения, приобретенного администрацией для передачи малоимущим гражданам, за счет средств казны субъекта Российской Федерации является неправомерным.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в нем категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относятся только граждане-инвалиды: Ковылина А.В., Савицкий П.И., Церкуник К.А., Кириллов А.А., Шалашова У.А.
Только указанные граждане вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у них права на дополнительную жилую площадь как лица, страдающие хроническим заболеванием, включенным в Перечень N 378 и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817). При этом компенсация стоимости жилого помещения, предоставленного гражданам-инвалидам, в силу закона осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, сам по себе факт принятия решения судом общей юрисдикции об обязании предоставления жилого помещения гражданам - инвалидам и их семьям общей площадью более нормы предоставления (х 2 согласно статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и + дополнительная площадь) не может порождать для Забайкальского края обязанности по компенсации стоимости жилья, предоставленного большей площадью (как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом требований статей 14, 16 Федерального закона N 131-ФЗ и статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Более того, следует отметить, что согласно решению Черновского районного суда г. Читы от 23 декабря 2014 года Ковылина А.В. является инвалидом - колясочником 1 группы, страдает заболеванием Олбрайт, а также признана малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако вопрос, связанный с наличием (отсутствием) у Ковылиной А.В. заболевания, входящего в Перечень N 378, судами при рассмотрении дела в предмет судебного исследования не включался.
Поскольку выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 января 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе учитывать доказательства, которые не были предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанций, а также устанавливать новые обстоятельства, согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отменой обжалуемых судебных актов дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доказательствам по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 января 2020 года по делу N А78-10174/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2020 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Только указанные граждане вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у них права на дополнительную жилую площадь как лица, страдающие хроническим заболеванием, включенным в Перечень N 378 и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817). При этом компенсация стоимости жилого помещения, предоставленного гражданам-инвалидам, в силу закона осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, сам по себе факт принятия решения судом общей юрисдикции об обязании предоставления жилого помещения гражданам - инвалидам и их семьям общей площадью более нормы предоставления (х 2 согласно статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и + дополнительная площадь) не может порождать для Забайкальского края обязанности по компенсации стоимости жилья, предоставленного большей площадью (как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом требований статей 14, 16 Федерального закона N 131-ФЗ и статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 сентября 2020 г. N Ф02-4088/20 по делу N А78-10174/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4088/20
08.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1131/20
23.01.2020 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10174/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10174/19