город Иркутск |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А33-33668/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Кужлева А.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Шмаковой Е.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: общества с ограниченной ответственностью "Континент" Югансон М.В. (доверенность от 19.06.2020, диплом); Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Резановой И.О. (доверенность от 05.06.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Континент" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 марта 2020 года по делу N А33-33668/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Континент" (ИНН 2463043654, ОГРН 1022402138758, г. Красноярск; далее - ООО "Континент", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении от 17.10.2019 N 26559.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Континент" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 10, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статей 1.5, 27.8, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 5, 7, 12 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствовали основания для проведения проверки в отношении ООО "Континент", так как оно не является непосредственным поставщиком пищевых продуктов питания для гостей и участников ХХIХ Всемирной универсиады 2019 в городе Красноярске, в торгах на поставку продуктов не участвовало, контракты с АНО "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" не заключало; договор поставки не подтверждает факт поставки продуктов именно для универсиады; протокол осмотра является недопустимым доказательством, поскольку в нем отсутствуют данные, позволяющие идентифицировать проверяемое лицо; видеозапись сама по себе при отсутствии в ней всех необходимых сведений и ссылки на запись в протоколе осмотра не позволяет установить ее принадлежность к протоколу и не может являться доказательством по делу; Управлением суду представлен протокол осмотра с внесенными изменениями; перед началом проверки обществу не были разъяснены права и обязанности; общество не допускало реализацию товара с истекшим сроком годности, что подтверждается актом списания от 15.12.2018 и актом утилизации от 29.01.2019; хранение товара не подпадает под действие статей 5, 7, 12 ТР ТС 021/2011; судами не дана оценка заключению N 1 от 27.06.2019 и протоколу исследования от 17.03.2019 N П-19/03583 на ту же партию товара, которые ставят под сомнение результаты лабораторных исследований, представленных Управлением.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "Континент" и Управления в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2019 N 490 и во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.10.2018 N 781 "О проведении внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации проживания и питания гостей и участников XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 N ОГ-П12-152пр, Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Континент", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Лесопильщиков, д. 160.
В ходе проведения проверки административным органом установлено нарушение продавцом требований технических регламентов, создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе:
- в нарушение частей 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 допускается оборот и хранение пищевой продукции с истекшим сроком годности, а именно карамели "МАХ FUN", фундук "Джаз", дата изготовления 14.12.2017, срок годности по 14.12.2018; желтый полосатик дата изготовления 10.01.2018, срок годности по 10.01.2019. Информации о том, что товар не реализуется, отсутствовал. В базе данных имелись сведения о реализации указанной продукции.
- в ходе проверки были отобраны пробы пищевых продуктов и промышленных товаров. По результатам лабораторных исследований установлено, что образец - молоко сгущенное с сахаром, 500 гр, тм "Белгородское молоко", изготовитель ООО "Белмолпродукт" не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013 по показателям фальсификации и идентификации, что не соответствует требованиям части 1 статьи 10, части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011;
- в нарушение части 1 статьи 5, части 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 допускается оборот пищевой продукции без информации на упаковке о дате изготовления, а именно конфеты "Двойная радость", необходимость наличия информации о дате изготовления продукта установлена статьёй 4 ТР ТС 022/2011.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.02.2019 N 3627.
По факту нарушения требований технических регламентов, создавших угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, административным органом в отношении общества составлен протокол от 27.02.2019 N 4218 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 17.10.2019 N 26559 ООО "Континент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Красноярского края с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого обществу правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность определена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Согласно статье 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 7). При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что факт нарушения обществом названных требований технического регламента, выразившихся в обороте и хранении пищевой продукции с истекшим сроком годности (карамель "МАХ FUN", фундук "Джаз", желтый полосатик), без информации на упаковке о дате изготовления продукта (конфеты "Двойная радость"), несоответствии молока сгущенного требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013 по показателям фальсификации и идентификации подтверждается актом осмотра от 28.01.2019, видеосъемкой, актом внеплановой выездной проверки от 22.02.2019 N 3627, протоколом об административном правонарушении от 27.02.2019 N 4218.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на акт списания от 15.12.2018 и акт утилизации от 29.01.2019 в подтверждение отсутствия реализации товара с истекшим сроком годности, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены, поскольку факт хранения просроченной продукции был установлен при проведении проверки в складском помещении общего назначения, в нарушение статьи 18 ТР ТС 021/2011 обществом не представлены доказательства изъятия указанной продукции (акты изъятия продукции из оборота), не обеспечено хранение, исключающее несанкционированный доступ к изъятой продукции. При этом акт об уничтожении товаров оформлен обществом только 29.01.2019, то есть после проведения осмотра и выявления вышеуказанного факта.
Довод общества о том, что хранение товара не подпадает под действие статей 5, 7, 12 ТР ТС 021/2011, а также о том, что общество само вправе устанавливать правила хранения, подлежит отклонению, как несостоятельный, поскольку обществом допущено нарушение частей 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, устанавливающей требования, в том числе к процессам хранения пищевой продукции, и запрещающей хранение продуктов с истекшим сроком годности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 29-ФЗ под оборотом пищевых продуктов понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевых продуктов, их хранение и перевозка.
Вопреки доводам жалобы, мотивированно отклонены судами и ссылки общества на заключение N 1 от 27.06.2019 и протокол исследования от 17.03.2019 N П-19/03583 на ту же партию товара, поскольку доказательства того, что данные испытания проведены в отношении отобранного у общества конкретного товара, отсутствуют.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оснований для проведения проверки, рассмотрен и обоснованно отклонен судами со ссылкой на установленные факты поставки ООО "Континент" продуктов питания организатору питания зрителей Универсиады (ООО "Агентство Диамант") по заключенному с последним договору поставки от 06.09.2018 N 21/70.
Довод о том, что общество не является непосредственным поставщиком пищевых продуктов питания гостей и участников ХХIХ Всемирной универсиады 2019 в городе Красноярске, контракты с АНО "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" не заключало, несостоятелен.
Судами установлено, что ООО "Агентство Диамант" является организатором питания зрителей универсиады, общество, исходя из договора поставки от 06.09.2018 N 21/70, - поставщиком продуктов и в соответствии с пунктом 1.1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.10.2018 N 781 является субъектов проверки.
Также судами дана надлежащая оценка доводам общества о нарушениях, допущенных, по его мнению, Управлением при проведении и оформлении осмотра, видеозаписи и составлении протокола об административном правонарушении.
Судами установлено наличие в протоколе осмотра всех необходимых реквизитов, в том числе данных должностного лица, составившего протокол, подписи представителя общества Большакова А.В., в том числе в строке о разъяснении его прав и обязанностей на первом листе протокола; несоответствие видеозаписи содержанию протокола не усматривается, на самой видеозаписи имеется дата, время видеосъемки. О каких-либо нарушениях Управления ни в момент проведения осмотра, ни непосредственно после общество не заявляло. Доказательства проведения осмотра на иной территории или в ином помещении, в иное время, отсутствуют.
Утверждение общества о представлении Управлением суду протокола осмотра с внесенными изменениями в части наличия подписи представителя не подтверждено, поскольку в материалах дела имеется только протокол, представленный административным органом.
Таким образом, неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 марта 2020 года по делу N А33-33668/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки заявителя кассационной жалобы на акт списания от 15.12.2018 и акт утилизации от 29.01.2019 в подтверждение отсутствия реализации товара с истекшим сроком годности, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены, поскольку факт хранения просроченной продукции был установлен при проведении проверки в складском помещении общего назначения, в нарушение статьи 18 ТР ТС 021/2011 обществом не представлены доказательства изъятия указанной продукции (акты изъятия продукции из оборота), не обеспечено хранение, исключающее несанкционированный доступ к изъятой продукции. При этом акт об уничтожении товаров оформлен обществом только 29.01.2019, то есть после проведения осмотра и выявления вышеуказанного факта.
Довод общества о том, что хранение товара не подпадает под действие статей 5, 7, 12 ТР ТС 021/2011, а также о том, что общество само вправе устанавливать правила хранения, подлежит отклонению, как несостоятельный, поскольку обществом допущено нарушение частей 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, устанавливающей требования, в том числе к процессам хранения пищевой продукции, и запрещающей хранение продуктов с истекшим сроком годности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 29-ФЗ под оборотом пищевых продуктов понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевых продуктов, их хранение и перевозка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2020 г. N Ф02-3992/20 по делу N А33-33668/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3992/20
29.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2545/20
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-33668/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-33668/19