город Иркутск |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А19-8967/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Кубарского А.С. (доверенность от 22.10.2019, диплом), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Черновой Л.О. (доверенность от 10.01.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2020 года по делу N А19-8967/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 28.03.2019 N 176/19 по делу об административном правонарушении N 4-9.21-781/38-18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лазарев Сергей Германович, областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей" "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по мотивам неправильного применения судами статей 9.21, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 3, 8 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено отсутствие в действиях общества противоправности и, следовательно события административного правонарушения ввиду того, что общество не является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающему устройству Лазарева С.Г.; ближайшим объектом электросетевого хозяйства, соответствующим указанному в заявке классу напряжения, являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго"; обязанность сетевой организации по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения возникает в случае соблюдения заявителем Правил N 861; поскольку Лазаревым С.Г. не был соблюден порядок направления заявки, установленный пунктом 8 Правил, у общества отсутствовала обязанность направить проект договора; суды не учли, что замеры ОГУЭП "Облкоммунэнерго" являются недостоверными; согласно акту измерения расстояния от 18.09.2018 расстояние от сетей общества до границы земельного участка Лазарева С.Г. составляет 1 752 м, от сетей ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (опора N 26 ВЛ-0,4 кВ ТП "Строителей") - 1 306 м; ОГУЭП "Облкоммунэнерго" неправомерно произведено измерение расстояния до иной точки (ТП-733).
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ОАО "ИЭСК" и Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступили материалы обращения Лазарева С.Г. на действия ОАО "ИЭСК" по нарушению срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке от 13.09.2018 N 11864.
По результатам проведения административного расследования антимонопольный орган установил, что 13.09.2018 собственником земельного участка Лазаревым С.Г. подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Качугский тракт, 11 км, правая сторона, ДНТ "Янтарь", Восточный участок, 16.
18.09.2018 ОАО "ИЭСК" письмом N 2415 сообщило Лазареву С.Г. о том, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства, соответствующим указанному в заявке классу напряжения (0,4 кВ), являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго". ОАО "ИЭСК" таких объектов в указанном районе не имеет. Ближайший по отношению к названному земельному участку объект электросетевого хозяйства общества находится на расстоянии более 1 750 м до границ участка. В этой связи заявителю необходимо обратиться с заявкой в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Поскольку в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана была направить в адрес заявителя проект договора технологического присоединения до 28.09.2018 включительно; Правила не содержат оснований для отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора, в том числе указанных в ответе общества от 18.09.2019, антимонопольный орган по факту нарушения пункта 15 Правил технологического присоединения 14.01.2019 в отношении ОАО "ИЭСК" составил протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Иркутского УФАС России от 28.03.2019 N 176/19 по делу N 4-9.21-781/38-18 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого обществу правонарушения. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 8 названных Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1)).
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (пункт 15 Правил в редакции, действовавшей в период привлечения общества к административной ответственности и рассмотрения дела судами).
В соответствии с пунктом 8 (5) Правил (в редакции, действующей на момент обращения Лазарева С.Г. в сетевую организацию) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество не направило в адрес Лазарева С.Г. проект договора технологического присоединения в установленный пунктом 15 Правил срок до 28.09.2018 включительно; сообщило, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства к участку заявителя являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Между тем требования пункта 3 Правил технологического присоединения устанавливают обязанность сетевой организации по выполнению в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятий по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
При этом названные Правила не содержат оснований для отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в связи с имеющейся информацией о расположении иной сетевой организации вблизи участка заявителя, на котором расположено его энергопринимающее устройство.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества правовых оснований для отказа в направлении Лазареву С.Г. проекта договора об осуществлении технологического присоединения.
Доводам общества, заявленным и в кассационной жалобе, о том, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства, соответствующим указанному в заявке классу напряжения являются объекты, принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго"; общество таких объектов в районе расположения ДНТ "Янтарь" не имеет, судами двух инстанций дана надлежащая оценка.
Суды установили, что согласно представленному ОГУЭП "Облкоммунэнерго" акту измерения расстояний от 23.11.2018 расстояние по прямой линии" от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства от ближнего объекта электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - ТП-733 (г. Иркутск, п. Искра), составляет 1 944 м. Согласно акту общества от 24.01.2019 ближайшим по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии 1 752 м от границ участка.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что согласно имеющемуся в материалах дела договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.07.2016 обществом "ИЭСК" осуществлено технологическое присоединение ДНТ "Позитив", земельный участок которого граничит с участком Лазарева С.Г., что свидетельствует о том, что Лазарев С.Г. обладал достоверной информацией об обществе как ближайшей сетевой организации к его участку.
Ссылки общества на то, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" неправомерно произведено измерение расстояния до точки (ТП-733) в то время как расстояние от сетей ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (опора N 26 ВЛ-0,4 кВ ТП "Строителей") до границ участка 1 306 м, не могут быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку на данное обстоятельство общество не указывало при судебном разбирательстве в судах первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, как следует из акта измерения расстояния от 24.11.2019 ОАО "ИЭСК" также проводило измерения расстояния от сетей ОГУЭП "Облкоммунэнерго" КТП N 733 (л.д.58 т.1).
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2020 года по делу N А19-8967/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 октября 2020 г. N Ф02-4881/20 по делу N А19-8967/2019