город Иркутск |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А33-39497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Винокуровой М.Ю., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Малковой Е.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью "СНАБСИСТЕМА" Немкова Н.В. (доверенность от 11.08.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СНАБСИСТЕМА" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2020 года по делу N А33-39497/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СНАБСИСТЕМА" (ОГРН 1122443001141, ИНН 2443040214, г. Ачинск Красноярского края; далее - ООО "СНАБСИСТЕМА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - Министерство) от 16.09.2019 N 77-1456-од о досрочном прекращении лицензии БГТ N 0738 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "СНАБСИСТЕМА" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерством в соответствии с уведомлением от 14.01.2019 N 77-0202, которым установлено невыполнение существенных условий лицензионного договора, фактически был установлен шестимесячный срок для проведения геологического изучения (то есть до 14.07.2019) и указано на возможное досрочное прекращение действия лицензии в соответствии с пунктами 2, 8 части второй статьи 20 Закона о недрах; указанные в уведомлении нарушения были устранены, однако 16.09.2019 Министерство издало приказ о прекращении действия лицензии со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 20 названного Закона, что противоречит уведомлению от 14.01.2019, при этом Министерство не уведомило Общество о сроках, в течение которых оно обязано выполнить рекомендации экспертной комиссии и возможном досрочном прекращении лицензии; при переносе сроков проведения геологического изучения целесообразен и перенос сроков проведения государственной экспертизы (пункт 3.1.2 Лицензионного договора), как следующего этапа проведения геологического изучения, следовательно, на дату принятия оспариваемого приказа не наступил срок исполнения пункта 3.1.2 Лицензионного договора; безусловное досрочное прекращение действия лицензии наступает в целом при невыполнении недропользователем условий лицензионного договора; Общество своевременно исполняло необходимые условия Лицензионного договора, в установленные сроки представляло отчет о проведенных работах.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Министерство своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ООО "СНАБСИСТЕМА" в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на основании приказа Министерства от 01.12.2017 N 1/1828-од предоставлена лицензия от 08.12.2017 БГТ N 0738 ТЭ на право геологического изучения, разведки и добычи магматических пород гранитов на месторождении "Полевой стан" со сроком действия 30.11.2027. Лицензия зарегистрирована в реестре лицензий за N 1001. Неотъемлемой частью лицензии является приложение N 2 к лицензии - Лицензионный договор.
Пунктом 13.4 Лицензионного договора предусмотрено, что право пользования недрами прекращается в случае невыполнения обязательств одного из пунктов лицензионного договора: 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.8, 3.3.18, 7.6, 8.1.
Пунктом 3.1.2 Лицензионного договора предусмотрено обязательство недропользователя провести государственную экспертизу запасов в установленном порядке, отчет с утвержденными запасами направить в Министерство в срок до 31.05.2019.
24.10.2018 Общество обратилось в Министерство с ходатайством о внесении изменений в лицензионный договор к лицензии от 08.12.2017 БГТ N 0738 ТЭ в части переноса срока на геологическое изучение до 31.01.2019 в связи с тем, что "подготовительные работы, проведенные ООО НИП "Геомарк" для освоения лицензионной площади, не дали в срок провести согласование "Проекта на поисковые, оценочные и разведочные работы магматических пород гранитов на месторождении "Полевой стан" в Боготольском районе Красноярского края".
При этом срок проведения государственной экспертизы - до 31.05.2019 Общество просило оставить без изменения.
Указанное обращение Общества было рассмотрено 26.12.2018 на заседании секции недропользования научно-технического совета по вопросам природопользования Красноярского края, действующего на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 26.06.2002 N 223-п; рекомендовано отказать ООО "СНАБСИСТЕМА" во внесении изменений в вышеуказанную лицензию в части переноса срока на геологическое изучение до 31.01.2019, так как обстоятельства, указанные в обращении, не являются существенно отличающимися от тех, при которых лицензия была предоставлена; направить уведомление о допущенных нарушениях и необходимости их устранения в течение 6 месяцев от даты получения уведомления.
Обществу направлено уведомление от 14.01.2019 N 77-0204 о нарушениях, допущенных при пользовании недрами, необходимости их устранения и возможном досрочном прекращении права пользования недрами на месторождении магматических пород гранитов "Полевой стан" Боготольского района Красноярского края по лицензии БГТ N 0738 ТЭ от 08.12.2014.
Приказом Министерства от 16.09.2019 N 77-1456-од действие лицензии БГТ N 0738 ТЭ прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах за невыполнение в установленные сроки пункта 3.1.2 лицензионного договора.
ООО "СНАБСИСТЕМА" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением об оспаривании данного приказа.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, предусмотрена пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрены случаи, когда право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе при нарушении пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2).
Вместе с тем, в части 1 указанной статьи изложены случаи, когда право пользования недрами прекращается, в том числе при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами (пункт 3).
Из материалов дела следует, что пунктом 13.4 Лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью лицензии от 08.12.2017 БГТ N 0738 ТЭ, предусмотрено прекращение права пользования недрами в случае невыполнения обязательств одного из перечисленных выше пунктов лицензионного договора, в том числе пункта 3.1.2.
Пунктом 3.1.2 Лицензионного договора предусмотрены обязательства недропользователя провести государственную экспертизу запасов в установленном порядке, отчет с утвержденными запасами направить в Министерство в срок до 31.05.2019.
Следовательно, условиями лицензионного договора прямо определено, что невыполнение Обществом условия подпункта 3.1.2 является безусловным основанием для прекращения права пользования недрами в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 указанного закона.
Судами установлено отсутствие доказательств исполнения Обществом требований пункта 3.1.2 Лицензионного договора в срок до 31.05.2019. С ходатайством о продлении срока, предусмотренного этим пунктом Лицензионного договора, Общество в Министерство не обращалось.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что уведомлением от 14.01.2019 N 77-0202 Министерством фактически был установлен шестимесячный срок для проведения геологического изучения (то есть до 14.07.2019), при переносе сроков проведения геологического изучения целесообразен и перенос сроков проведения государственной экспертизы, следовательно, на дату принятия оспариваемого приказа не наступил срок исполнения пункта 3.1.2 Лицензионного договора, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении и не основанные на фактических обстоятельствах дела.
Обращаясь в Министерство с ходатайством о внесении изменений в Лицензионный договор в части переноса срока на геологическое изучение до 31.01.2019, Общество просило оставить без изменения срок проведения государственной экспертизы - до 31.05.2019.
26.12.2018 на заседании секции недропользования научно-технического совета по вопросам природопользования Красноярского края Обществу отказано во внесении изменений в вышеуказанную лицензию. В уведомлении от 14.01.2019 N 77-0204 указано на нарушения, допущенные при пользовании недрами, необходимость их устранения и на возможное досрочное прекращение права пользования недрами в соответствии с пунктами 2, 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
Довод заявителя жалобы о том, что безусловное досрочное прекращение действия лицензии наступает в целом при невыполнении недропользователем условий лицензионного договора, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании Закона о недрах.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, для принятия решения о прекращении права пользования недрами по пункту 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах достаточно установления факта возникновения определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами. Возникновение указанного условия является основанием для прекращения права пользования недрами в обязательном и безальтернативном порядке после их выявления.
Поскольку в соответствии с условиями Лицензионного договора невыполнение, в том числе пункта 3.1.2, является основанием для прекращения действия лицензии, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности издания оспариваемого приказа при несоблюдении названного условия Лицензионного соглашения в установленный срок.
Довод Общества о том, что в его адрес не направлялось уведомление с предоставлением срока устранения допущенного нарушения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае ни законодательством, ни положениями лицензионного договора не установлена такая обязанность Министерства в случае прекращения права пользования недрами на основании части 1 статьи 20 Закона о недрах.
Таким образом, поскольку Министерство доказало соответствие закону оспариваемого приказа, а заявитель не представил доказательства нарушения приказом его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2020 года по делу N А33-39497/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что безусловное досрочное прекращение действия лицензии наступает в целом при невыполнении недропользователем условий лицензионного договора, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании Закона о недрах.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, для принятия решения о прекращении права пользования недрами по пункту 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах достаточно установления факта возникновения определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами. Возникновение указанного условия является основанием для прекращения права пользования недрами в обязательном и безальтернативном порядке после их выявления.
...
Довод Общества о том, что в его адрес не направлялось уведомление с предоставлением срока устранения допущенного нарушения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае ни законодательством, ни положениями лицензионного договора не установлена такая обязанность Министерства в случае прекращения права пользования недрами на основании части 1 статьи 20 Закона о недрах."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф02-5087/20 по делу N А33-39497/2019