город Иркутск |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А19-29310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителей: прокуратуры Иркутской области Румянцевой Анны Анатольевны (служебное удостоверение), областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" Митиной Ольги Павловны (доверенность от 09.01.2020, паспорт), федерального государственного унитарного предприятия "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний Щербаковой Елены Александровны (доверенность от 13.12.2019, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний и общества с ограниченной ответственностью "ЭМКС-Иркутск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2020 года по делу N А19-29310/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Иркутской области в интересах Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к областному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (ОГРН 1033801011903, ИНН 3808059441, далее - ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области"), федеральному государственному унитарному предприятию "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1073328007961, ИНН 3328454829, ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний) с требованием о признании недействительным государственного контракта от 02.04.2019 N 16/139-19 на выполнение работ по обустройству искусственным освещением пешеходного перехода и автобусных остановок на автомобильной дороге Иркутск-Усть-Ордынский км 36+000 в населенном пункте с. Оек в Иркутском районе Иркутской области, заключенного между ответчиками.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ЭМКС-Иркутск" и общество с ограниченной ответственностью "Сибэнерджи".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2020 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 года решение от 25 марта 2020 года оставлено без изменения.
ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний и ООО "ЭМКС-Иркутск" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2020 года по делу N А19-29310/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права: статей 168, 422, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статей 15, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний, строительная организация, входящая в уголовно-исполнительную систему, вправе выступать в качестве поставщика, указанного в пункте 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
ООО "ЭМКС-Иркутск" в кассационной жалобе указывает на то, что ответчики предприняли все необходимые меры, направленные на реализацию социально-значимых функций, возложенных на предприятия УИС.
Прокуратура Иркутской области в отзыве на кассационные жалобы возразила против их доводов.
Определением суда кассационной инстанции от 09 ноября 2020 года рассмотрение кассационных жалоб отложено до 10 часов 30 минут 23 ноября 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" и ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний указали на то, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, представитель прокуратуры Иркутской области сделал вывод о необоснованности доводов кассационных жалоб.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (заказчиком) и ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказания (подрядчиком) заключен государственный контракт от 02.04.2019 N 16/139-19 на выполнение работ по обустройству искусственным освещением пешеходного перехода и автобусных остановок на автомобильной дороге Иркутск-Усть-Ордынский км 36+000 в населенном пункте с. Оек в Иркутском районе Иркутской области.
ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказания не имело возможности выполнить контракт своими силами и не занималось выполнением работ по контракту. На выполнение данных работ заключен с ООО "ЭМКС-Иркутск" договор субподряда от 02.04.2019 N 139/СП/19.
Прокурор, ссылаясь на то, что контракт заключен с единственным подрядчиком в отсутствие законных оснований, с нарушением положений Закона о контрактной системе, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительным контракта, суд первой инстанции исходил из того, что закупка у единственного подрядчика возможна в случае, если предприятие уголовно-исполнительной системы (подрядчик) выполняет работы лично; контракт заключен в обход конкурентных процедур у единственного поставщика, поскольку на стадии заключения контракта было очевидно, что подрядчик не отвечает признакам субъекта, указанного в пункте 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не сможет собственными силами, либо с привлечением труда осужденных, выполнить работы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, когда производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляется учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказания, входящее в уголовно-исполнительную систему, не выполняло работы по контракту. Не имея намерения лично выполнять работы на территории Иркутской области, подрядчиком заключен договор субподряда.
Учитывая, что ФГУП "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказания (подрядчик) не могло своими силами, без привлечения субподрядчика, выполнить работы по контракту на территории Иркутской области, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2020 года по делу N А19-29310/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2020 года по делу N А19-29310/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Прокурор, ссылаясь на то, что контракт заключен с единственным подрядчиком в отсутствие законных оснований, с нарушением положений Закона о контрактной системе, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования о признании недействительным контракта, суд первой инстанции исходил из того, что закупка у единственного подрядчика возможна в случае, если предприятие уголовно-исполнительной системы (подрядчик) выполняет работы лично; контракт заключен в обход конкурентных процедур у единственного поставщика, поскольку на стадии заключения контракта было очевидно, что подрядчик не отвечает признакам субъекта, указанного в пункте 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не сможет собственными силами, либо с привлечением труда осужденных, выполнить работы.
...
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, когда производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляется учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф02-5515/20 по делу N А19-29310/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5515/20
23.07.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2532/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-29310/19
12.12.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-29310/19