город Иркутск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А74-14640/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования систем видеоконференц-связи представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия Харченко А.П. (доверенность от 23.11.2020),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДМ Трейдинг" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 мая 2020 года по делу N А74-14640/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДМ Трейдинг" (ИНН 2463034561, ОГРН 1022402126262; далее - налогоплательщик, общество, ООО "ДМ Трейдинг") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (ИНН 1901065277, ОГРН 1041901200032; далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 04.09.2019 N 946 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 мая 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года, заявленные требования удовлетворены в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 116 422 рубля. Суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер штрафных санкций.
Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, им правомерно применена ставка налога в размере 1,5%, поскольку площадь спорного помещения составляет 4 478,90 кв. м; помещение обособлено от иных помещений, расположенных в торговом центре. Судами неверно истолкованы положения налогового законодательства, статей 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73-ЗРХ "О налоге на имущество организаций". Спорный объект недвижимости, в отношении которого обществу доначислен налог на имущество, отсутствует в Перечне объектов недвижимого имущества в Республике Хакасия, для которых налоговая база определяется исходя из данных кадастровой стоимости. Судами неправомерно учтена позиция Министерства финансов Республики Хакасия, изложенная в письме N 9/522-1-13 от 28.02.2019.
На кассационную жалобу общества представлен отзыв инспекции, в котором она указывает на необоснованность доводов общества и просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании представитель налогового органа против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами, обществу принадлежит на праве собственности помещение, расположенное по адресу г. Абакан, ул. Некрасова, 31/1, помещение 2Н с кадастровым номером 19:01:020103:3318 площадью 4 478,9 кв. м.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации налогу на имущество организаций за 2018 год инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.09.2019 N 946, согласно которому налогоплательщику доначислен налог на имущество в размере 727 640 рублей, пени в сумме 46 314 рублей 28 копеек, штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 145 528 рублей.
Инспекция пришла к выводу, что обществом в отношении помещения с кадастровым номером 19:01:020103:3318 необоснованно применена при исчислении налога на имущество налоговая ставка в размере 1,5% вместо 2% (площадь торгового центра, в котором находится помещение, принадлежащее обществу на праве собственности, превышает 6000 кв. м.), что привело к занижению суммы налога на имущество, подлежащей уплате в бюджет, в размере 727 640 рублей.
Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Общество, считая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из того обстоятельства, что обоснованным является вывод налогового органа о применении в отношении спорного помещения налоговой ставки в размере 2%.
Арбитражный апелляционный суд поддержал позицию арбитражного суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества, а согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2, 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
На территории Республики Хакасия перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год утвержден Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 23.11.2017 N 020-237-п (далее - Перечень).
Здание с кадастровым номером 19:01:020103:1276, в том числе с помещением с кадастровым номером 19:01:020103:3318, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как его кадастровая стоимость.
Следовательно, в отношении данного объекта налог должен исчисляться исходя из его кадастровой стоимости.
Статьей 1 Закона РХ N 73 установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1 000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 2 Закона РХ N 73 налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1(1) вышеуказанного закона, установлена в 2018 году в отношении объектов недвижимого имущества общей площадью свыше 1 000 до 2 000 квадратных метров включительно - в размере 1,0%, свыше 2 000 до 6 000 квадратных метров включительно - 1,5%, свыше 6 000 квадратных метров - 2,0%.
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение торгового центра (комплекса), в соответствии с которым под указанным центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, общая площадь таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), разделенных на помещения, складывается из площадей указанных помещений.
Подлежащая применению в 2018 году налоговая ставка, из установленных абзацем 3 статьи 2 Закона РХ N 73, определяется налогоплательщиками в зависимости от размера общей площади административно - делового или торгового центра.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом 29.10.2019 направлен запрос в Филиал ФГБУ "Федеральную кадастровую службу государственной регистрации, кадастра и картографии" по РХ об уточнении общей площади здания с кадастровым номером 19:01:020103:1276, расположенного по адресу: 655004, Россия, РХ, г. Абакан, ул. Некрасова, 31.
Согласно ответу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по РХ от 30.10.2019 N КУВИ-001/2019-26459256 объект недвижимого имущества по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, 31 имеет кадастровый номер (КН) - 19:01:020103:1276, наименование - Торгово-деловой центр, с назначением - нежилое, площадью 18 125,7 кв. м. В данном здании располагается нежилое помещение, принадлежащее обществу с КН 19:01:020103:3318, площадью 4 478,9 кв. м.
В перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 19:01:020103:1276. При этом само нежилое помещение отдельным разделом не включено, а указано как помещение, расположенное в здании.
Учитывая вышеизложенное, объектом налогообложения налогом на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 1(1) Закона РХ N 73 является нежилое здание - торгово-деловой центр с помещениями в нем.
Следовательно, и налоговая ставка в отношении данного объекта недвижимости определяется от общей площади всего здания.
Кроме этого, из норм статьи 2 Закона РХ N 73, устанавливающей налоговые ставки от площади объектов недвижимого имущества, начиная от 1 000 квадратных метров, можно сделать вывод, что для цели применения налоговой ставки должна применяться площадь не отдельно по каждому помещению, площадь которого может быть менее 1000 квадратных метров, а в целом по таким зданиям.
Таким образом, учитывая в совокупности положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1 (1), 2 Закона РХ N 73, для определения налоговой ставки следует учитывать общую площадь объекта недвижимости, а именно площадь нежилого здания в размере 18 125,7 кв. м.
Учитывая установленные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления обществу налога на имущество, начисления пеней и штрафа, в связи с чем признали оспоренное решение законным.
Все доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражными судами двух инстанций при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 мая 2020 года по делу N А74-14640/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 19:01:020103:1276. При этом само нежилое помещение отдельным разделом не включено, а указано как помещение, расположенное в здании.
Учитывая вышеизложенное, объектом налогообложения налогом на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 1(1) Закона РХ N 73 является нежилое здание - торгово-деловой центр с помещениями в нем.
Следовательно, и налоговая ставка в отношении данного объекта недвижимости определяется от общей площади всего здания.
Кроме этого, из норм статьи 2 Закона РХ N 73, устанавливающей налоговые ставки от площади объектов недвижимого имущества, начиная от 1 000 квадратных метров, можно сделать вывод, что для цели применения налоговой ставки должна применяться площадь не отдельно по каждому помещению, площадь которого может быть менее 1000 квадратных метров, а в целом по таким зданиям.
Таким образом, учитывая в совокупности положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1 (1), 2 Закона РХ N 73, для определения налоговой ставки следует учитывать общую площадь объекта недвижимости, а именно площадь нежилого здания в размере 18 125,7 кв. м."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф02-6042/20 по делу N А74-14640/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4401/2021
14.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6042/20
04.09.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3066/20
14.05.2020 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-14640/19