город Иркутск |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А78-2648/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Барской А.Л., Васиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного фонда "Наследие" по поддержке и развитию самбо в Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июня 2020 года по делу N А78-2648/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984, далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к благотворительному фонду "Наследие" по поддержке и развитию самбо в Забайкальском крае (ОГРН 1177500000490, ИНН 7536166466, далее - фонд, ответчик) о признании недействительным договора о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края N 04-19б от 05.04.2019, и применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года, исковые требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Благотворительный фонд "Наследие" по поддержке и развитию самбо в Забайкальском крае обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июня 2020 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года отменить, в иске отказать.
Заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на неисследованность судами всех обстоятельств дела.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), не явились.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учётом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в соответствии с распоряжением Департамента N 1197/р по договору N 04-19б от 05.04.2019 фонду в безвозмездное пользование предоставлены объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Чита, Объездное шоссе, 29, в том числе контрольно-пропускной пункт общей площадью 12,1 кв.м, казарма общей площадью 591,1 кв.м, караульное помещение общей площадью 169 кв.м, баня/контрольно-технический пункт общей площадью 70,2 кв.м, гараж, в том числе котельная общей площадью 1188,3 кв.м, свинарник общей площадью 159,6 кв.м, хранилище общей площадью 1795,4 кв.м, склад ГСМ общей площадью 31,4 кв.м.
Заявляя требования, департамент, ссылаясь на Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Закон Забайкальского края от 24.11.2010 N 432-ЗЗК "О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае", Постановление Правительства Забайкальского края от 24.05.2013 N 203 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций", указал на незаконную передачу спорного имущества фонду.
Арбитражные суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из их обоснованности по праву.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) дополнен статьей "31.1 Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления", а также внесены изменения в пункт 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которыми заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, с социально ориентированными некоммерческими организациями при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Законом о некоммерческих организациях.
В силу пункта 7 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 8 статьи 31.1. Закона о некоммерческих организациях определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В Забайкальском крае основы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций установлены Законом Забайкальского края от 24.11.2010 N 432-ЗЗК "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае", в соответствии со статьями 5 и 9 которого также устанавливается имущественная форма государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в виде передачи в безвозмездное пользование государственного казенного имущества, находящегося в государственной собственности Забайкальского края. Данный Закон края направлен на стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Забайкальского края, устанавливает условия и формы оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
В развитие данного Закона края принято Постановление Правительства Забайкальского края от 24.05.2013 N 203 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 203), которым утверждены Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества Забайкальского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), а также Порядок и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование имущества, включенного в перечень имущества Забайкальского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), который предусматривает принятие решения о передаче имущества в безвозмездное пользование специально созданной комиссией (далее - Порядок).
Опубликование перечня имущества Забайкальского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям Забайкальского края является обязательным в соответствии с пунктом 1 указанного нормативного акта.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 4 Порядка имущество предоставляется организации в безвозмездное пользование при условии использования имущества для осуществления деятельности, не приносящей доход, со сроком договора безвозмездного пользования не более 3 лет; имущество может использоваться только по целевому назначению для осуществления одного или нескольких видов деятельности, указываемых в договоре безвозмездного пользования.
Согласно пунктам 7-9 Постановления N 203 имущество может быть предоставлено по итогам составления рейтинга участников, обратившихся за предоставлением имущества.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, исследовав обстоятельства настоящего спора, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом случае спорное имущество, в нарушение вышеназванных норм права, было передано ответчику без возможности создания конкурентной среды ввиду отсутствия у иных потенциальных участников доступа к информации о возможности приобретения такого имущества по причине несоставления истцом соответствующего общедоступного перечня; а также на срок (49 лет), превышающий максимально допустимый законом (3 года), что, в свою очередь, повлекло предоставление ответчику необоснованной выгоды, и лишило иных участников гражданского оборота возможности реализации законных прав и интересов. С учетом изложенного, суды, указав, что в рассматриваемой ситуации, исходя из установленных нарушений, сохранение отношений между участниками сделки не соответствует принципу законности, обоснованно признали договор о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края, недействительным и применили последствия недействительности этой сделки (возврат имущества).
Выводы судов основаны на материалах данного дела, соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств. В соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), также не установлены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июня 2020 года по делу N А78-2648/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 8 статьи 31.1. Закона о некоммерческих организациях определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф02-6200/20 по делу N А78-2648/2020