город Иркутск |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А74-4202/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Федулкиной А.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Маркеловой Ю.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Дядичкиной М.А. (доверенность от 07.12.2020, диплом); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Тукачевой А.А. (доверенность от 06.02.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы публичного акционерного общества "Россети Сибирь", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2019 года по делу N А74-4202/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, г. Красноярск; далее - ПАО "МРСК Сибири", Общество) (переименовано в публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (изменения в Устав, выписка из ЕГРЮЛ от 05.08.2020) (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 29.03.2019 по делу N 7-А-Т-18.
Заявление принято к производству суда, делу присвоен номер А74-4202/2019.
Хакасское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлениями о привлечении ПАО "МРСК Сибири" и заместителя генерального директора - директора филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Заворина Сергея Сергеевича к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявления Управления приняты к производству, делам присвоены номера А74-4331/2019, А74-5027/2019.
Названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединённому делу N А74-4202/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено закрытое акционерное общество "Золотодобывающая компания "Золотая звезда" (ОГРН 1021900850399, ИНН 1910005490, Усть-Абаканский район Республики Хакасия; далее - ЗАО ЗДК "Золотая звезда", Компания).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 года, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления в части пункта 2 о признании ПАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части действий выразившихся: в неправомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки от 18.01.2018, 28.04.2018, 17.07.2018; в неправомерном составлении в отношении ЗАО ЗДК "Золотая звезда" актов о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01; в части пункта 3 о выдаче предписания в части требований: отозвать ранее направленный акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.04.2018 N 18.3-04-05 гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя; отозвать ранее направленный акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 17.07.2018 N 18.3-07-01 гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя; скорректировать расчет объема потребления электрической энергии (мощности) направленный сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, путем исключения объема электроэнергии, определенного согласно акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 17.07.2018 N 18.3-07-01, из расчета; скорректировать расчет объема потребления электрической энергии (мощности) направленный сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, путем исключения объема электроэнергии, определенного согласно акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.04.2018 N 18.3-04-05, из расчета в части периода с 20.04.2018 по 28.04.2018. Предписание от 29.032019 по делу N 7-А-Т-18 признано недействительным в части пункта 1 в части требований: отозвать ранее направленный акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.04.2018 N 18.3-04-05 гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя; отозвать ранее направленный акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 17.07.2018 N 18.3-07-01 гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя; скорректировать расчет объема потребления электрической энергии (мощности) направленный сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, путем исключения объема электроэнергии, определенного согласно акту о неучтенном потреблении электроэнергии от 17.07.2018 N 18.3-07-01, из расчета; скорректировать расчет объема потребления электрической энергии (мощности) направленный сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, путем исключения объема электроэнергии, определенного согласно акту о неучтенном потреблении электроэнергии от.28.04.2018 N 18.3-04-05, из расчета в части периода с 20.04.2018 по 28.04.2018. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заявления Хакасского УФАС России удовлетворены. ПАО "МРСК Сибири" и заместитель генерального директора - директор филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Заворин С.С. привлечены к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено административное наказание в виде административного штрафа: Обществу - в размере 5 811 984 рубля 18 копеек; должностному лицу - в размере 20 000 рублей.
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнениями к жалобе, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктов 139, 187 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положение), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действия Общества в части указания в актах от 28.04.2018, 17.07.2018 о необходимости обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более соответствуют требованиям пункта 139 Основных положений и не повлекли наложение на лицо неразумных ограничений и не поставили необоснованных условий реализации его прав, следовательно, не могут расцениваться в качестве совершенных за пределами осуществления гражданских прав и признаваться злоупотреблением доминирующим положением; антимонопольный орган и суды не установили факт ущемления интересов Компании; вывод судов о корректировке расчетов в части периода с 29.04.2018 по 24.05.2018 по акту о неучтенном потреблении от 28.04.2018 противоречит выводу судов о правомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки от 18.01.2018, 28.04.2018, 17.07.2018 и составлении актов о неучтенном потреблении; предписание является неисполнимым, поскольку корректировка расчета приведет к освобождению потребителя от оплаты фактически потребленной электрической энергии за период с 29.04.2018 по 24.05.2018; фактически Компания оспаривает объем потребления электрической энергии в апреле и в мае 2018 года размер стоимости потребления энергоресурсов, этот вопрос мог быть разрешен в порядке гражданского спора; потребитель мог оспорить акт о неучтенном потреблении от 28.04.2018; антимонопольным органом неверно определены границы товарного рынка, которые должны определяться по точке поставки Компании по объекту "Рудник Майский", и, соответственно, неправильно рассчитана сумма штрафа; судами неправильно применено отягчающее обстоятельство в связи с причинением Обществом Компании ущерба ввиду уплаты по счету от 31.05.2018.
Хакасское УФАС России также обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания недействительными решения и предписания по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 154 Основных положений, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Хакасское УФАС России указывает, что выводы судов о подтверждении фактов неисправной работы спорного прибора учета опровергаются письмом ООО "Оптиметрик" от 29.08.2018, подтвердившего отсутствие неисправностей в измерительных каналах устройства; приборы учета неправомерно были сняты с учета, поскольку из представленных актов проверки не усматриваются причины, по которым в кратчайшие сроки после проверок 28.04.2018, 17.07.2018 они были допущены в работу без проведения проверочных мероприятий; проверка расчетных приборов учета от 17.07.2018 проведена по заявлению потребителя, следовательно, потребитель надлежащим образом известил Общество о проведении проверки; требование предписания отозвать ранее направленный гарантирующему поставщику акт о неучтенном потреблении соответствует пункту 194 Основных положений; письмом от 30.09.2020 Общество сообщило антимонопольному органу об исполнении предписания с учетом решения судов.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ЗАО ЗДК "Золотая звезда" своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационные жалобы на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются в их отсутствие.
Представители ПАО "Россети Сибирь" и Хакасского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы своих кассационных жалоб и возразили на доводы друг друга.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 10 декабря 2020 года до 17 декабря 2020 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, В Хакасское УФАС России с заявлением обратилось ЗАО ЗДК "Золотая звезда" о неправомерном составлении ПАО "МРСК Сибири" актов о неучтенном потреблении электроэнергии при неоднократном выявлении фактов безучетного потребления от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01.
Приказом от 30.11.2018 N 196 в отношении ПАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N 7-А-Т-18 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что между Компаний и Обществом (гарантирующий поставщик) 27.04.2018 заключен договор энергоснабжения N М24900, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель (Компания) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Начало поставки электроэнергии с 01.04.2018 (пункты 8.1, 8.2 договора).
Одной из точек поставки согласно приложению N 1 к договору является объект Рудник "Майский" (Усть-Абаканский район, аал Чарков), оснащенный многофункциональным измерительным устройством ESM-ET-24 - система учета ЗАО ЗДК "Золотая звезда" подключена к Автоматизированной информационно-измерительной системе коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ПАО "МРСК Сибири" (входит в состав ПКУ OptiRM35-50-0,5s/0,5-IU-yXJI1, серийный номер 17.018, модуль индикации ЭНМИ-5-24-2 N 7274), что позволяет гарантирующем поставщику беспрерывно в режиме онлайн контролировать (отслеживать) расход потребленного указанным объектом ресурса.
Данная система АИИС КУЭ позволяет: вести автоматический сбор данных коммерческого учета потребления (отпуска) электроэнергии по каждой точке (группе) учета; хранить параметры учета в базе данных; вести многотарифный учет потребления (отпуска) электроэнергии; обеспечить контроль за соблюдением лимитов энергопотребления и др.
18.01.2018 на основании заявки Компании от 16.01.2018 представителем филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" проведена проверка расчетного прибора учета, о чем составлен акт проверки расчётных приборов учёта N 18.3-01-03, в котором описаны следующие нарушения: "система учёта снята с расчетов по заявлению потребителя с целью устранения неисправности АИИС КУЭ (отсутствие передачи объемов почасового потребления электроэнергии). На момент проведения проверки обнаружено отсутствие в памяти МФИ данных о почасовом потреблении электроэнергии с 12.01.2018. Потребителю предписано обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последующие 90 дней и более (в соответствии с пунктом 139 Основных положений)". Система учета потребителя признана непригодной для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии; не соответствует требованиям нормативно-технической документации; признана утраченной. При этом безучетное потребление электроэнергии отсутствует.
Вместе с тем актом от 18.01.2018 прибор учета без замечаний допущен к эксплуатации (спустя 30 минут после снятия системы учета с расчетов).
28.04.2018 Обществом проведена проверка расчетных приборов учета. Согласно акту проверки от 28.04.2018 N 18.3-04-47 "Показания на модуле индикации не соответствуют действительности ("стоят на месте" с 20 апреля 2018 года), в памяти многофункционального измерительного устройства и данных АИИС КУЭ отсутствуют показания и данные о почасовом потреблении электроэнергии с 20.04.2018. Электроснабжение объекта не прекращалось, электроэнергия потреблялась. Данное нарушение выявлено повторно (первое - 18.01.2018). Потребителю ранее было выдано предписание о необходимости обеспечения хранения (передачи в АИИС КУЭ) данных о почасовых объёмах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более (в соответствии с пунктом 139 Основных положений). Система учета снята с расчетов в связи с несоответствием требований пункта 139 Основных положений. Потребителю предписано привести систему учета в соответствии с требованиями названного пункта.
По результатам проверки система учета признана непригодной для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, не соответствующей нормативно-технической документации, признана утраченной; имеется безучетное потребление, о чем составлен акт о неучтенном потреблении от 28.04.2018 N 18.3-04-05; произведен расчет объема безучетного потребления с 20.04.2018 по 28.04.2018.
23.05.2018 ЗАО ЗДК "Золотая звезда" обратилось к ПАО "МРСК Сибири" с заявлением о проведении внеплановой проверки прибора учета на объекте Рудник "Майский" в связи с заменой МФИ.
Актом от 24.05.2018 N 18.3-05-13Д допущено в эксплуатацию многофункциональное измерительное устройство ESM-ET75-24-A2E2-0,5s номер 90. Потребителю предписано обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объёмах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более (в соответствии с пунктом 139 Основных положений).
Признанная утраченной система учета Компании возвращена производителю.
После получения заключения от производителя системы учета, согласно которой с 28.04.2018 по 24.05.2018 фактов прерывания корректного учета активной и реактивной электроэнергии не зафиксировано, показания без перерыва подавались в систему АИИС КУЭ, ЗАО ЗДК "Золотая звезда" направило ПАО "МРСК Сибири" претензию, в которой указало на отсутствие оснований для определения объема электрической энергии за период с 20.04.2018 по 24.05.2018 расчетным способом и предложило произвести корректировку счетов за апрель и май 2018 года.
ПАО "МРСК Сибири" перерасчет не произвело.
17.07.2018 проведена внеплановая инструментальная проверка расчётного прибора учета МФУ ESM-ET75-24-A2E2-0,5s номер 90, по результатам которой составлен акт N 18.3-07-16. В акте проверки отражено, что имеется безучетное потребление, система учета признана утраченной на основании следующих выявленных нарушений: "На момент проверки выявлено отсутствие напряжения (60 В) на модуле индикации. На момент проверки 18,7 в памяти многофункционального измерительного устройства и данных АИИС КУЭ отсутствуют показания и данные о почасовом потреблении электроэнергии с 14.06.2018. Данные о расходе электроэнергии не соответствуют действительности. Электроснабжение объекта не прекращалось, электроэнергия потреблялась. Данное нарушение выявлено третий раз (1 - 18.01.2018, 2 - 28.04.2018). Потребителю ранее выдавалось предписание о необходимости обеспечения хранения (передачи в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более (в соответствии с пунктом 139 Основных положений). Система расчетов снята с учета. Потребителю предписано восстановить работоспособность системы учета и привести систему учета в соответствие с требованиями пункта 139 Основных положений.
Согласно акту от 17.07.2018 N 18.3-07-01 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии в качестве способа и места осуществления безучетного потребления указано: "несоблюдение сроков извещения об утрате системы учета и влекущее к недоучету потребленной электроэнергии, что нарушает требования пункта 145 Основных положений (отсутствие данных по напряжению, как следствие, отсутствие данных о расходе электроэнергии и почасовых объемах потребления электроэнергии). Составлен расчет объема безучетного потребления электрической энергии за период с 15.06.2018 по 17.07.2018.
Вместе с тем в этот же день МФУ ESM-ET75-24-A2E2-0,5s номер 90 допущено к эксплуатации (спустя 60 минут после снятия системы учета с расчетов).
Антимонопольный орган пришел к выводу, что действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в неисполнении своих обязательств, определенных Основными положениями, результатом которых явилось ущемление интересов Компании в сфере предпринимательской деятельности, свидетельствуют о злоупотреблении Обществом доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Республики Хакасия, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением Хакасского УФАС России от 29.03.2019 по делу N 7-А-Т-18 положение ПАО "МРСК Сибири" на товарном рынке по передаче электрической энергии в географических границах эксплуатируемой сети на территории Республики Хакасия признано доминирующим (пункт 1). Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся: в неправомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки от 18.01.2018, 28.04.2018, 17.07.2018; незаконном требовании к потребителю обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более; в неправомерном составлении в отношении ЗАО ЗДК "Золотая звезда" актов о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01, результатом чего явилось ущемление интересов Компании в сфере предпринимательской деятельности (пункт 2 решения).
Предписанием от 29.03.2019 по делу N 7-А-Т-18 Обществу предписано:
- скорректировать расчет объема потребления электрической энергии (мощности) направленный сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, путем исключения объема электроэнергии, определенного согласно актам о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01 из расчета;
- отозвать ранее направленные акты о неучтенном потреблении электроэнергии от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01 гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя.
По факту нарушения Обществом и заместителем генерального директора - директор филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" Завориным С.С. части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Управлением составлены протоколы от 09.04.2019 N 019/04/14.31-93/2019 и от 26.04.2019 N 019/04/14.31-94/2019, соответственно, об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПАО "МРСК Сибири" и Хакасское УФАС России обратились в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанными заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя частично заявленные требования, исходили из того, что решение антимонопольного органа в части выводов о неправомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки и о неправомерном составлении актов о неучтенном потреблении электрической энергии и предписание в указанной части, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В остальной части требований Общества суды пришли к выводу о законности оспариваемых ненормативных правовых актов, отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества.
Удовлетворяя требования Управления, суды исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях Общества и должностного лица состава вменяемого им правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года N 179-э Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 24.1.58.
В силу статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (услуги по передаче электрической энергии) и занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке в границах территории его филиала - "Хакасэнерго".
В соответствии с пунктом 2 Основных положений (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) безучетным потреблением является потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии (пункт 167 Основных положений).
Согласно пункту 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии (пункт 194 Основных положений).
Как следует из материалов дела, Управление признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся: в неправомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки от 18.01.2018, 28.04.2018, 17.07.2018; незаконном требовании к потребителю обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более; в неправомерном составлении в отношении ЗАО ЗДК "Золотая звезда" актов о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01, результатом чего явилось ущемление интересов Компании в сфере предпринимательской деятельности.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды пришли к обоснованному выводу о незаконности признания ПАО "МРСК Сибири" нарушившим Закон о защите конкуренции в части действий выразившихся: в неправомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки от 18.01.2018, 28.04.2018, 17.07.2018; в неправомерном составлении в отношении ЗАО ЗДК "Золотая звезда" актов о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01, поскольку суды установили, что в рассматриваемых ситуациях 28.04.2018 и 17.07.2018 имели место факты безучетного потребления.
В остальной части выводы антимонопольного органа о незаконном требовании к потребителю обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более; об отказе Общества произвести корректировку расчет платы за период 28.04.2018 по 24.05.2018 суды признали обоснованными.
Доводы Общества о том, что требования в актах от 28.04.2018, 17.07.2018 о необходимости обеспечить хранение (передачу в АИИС КУЭ) данных о почасовых объемах потребления электроэнергии за последние 90 дней и более не повлекли наложение на Компанию неразумных ограничений и не поставили необоснованных условий реализации его прав, следовательно, не могут расцениваться в качестве совершенных за пределами осуществления гражданских прав и признаваться злоупотреблением доминирующим положением; не установлен факт ущемления интересов Компании, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 139 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.
Из буквального толкования данной нормы суды правильно заключили, что для указанных потребителей приборы учета должны отвечать двум обязательным условиям: иметь класс точности 0,5S и выше; обеспечивать хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или быть включенными в систему учета.
Судами установлено, что объект Рудник "Майский" (Усть-Абаканский район, аал Чарков) оснащен многофункциональным измерительным устройством ESM-ET-24 - система учета ЗАО ЗДК "Золотая звезда", подключенная к АИИС КУЭ ПАО "МРСК Сибири", позволяющей отслеживать объемы потребляемой энергии и получать данные о почасовых объемах электроэнергии. Доказательства отсутствия передачи данных в АИИС КУЭ Общества в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции правильно признал, что требования гарантирующего поставщика к потребителю, расчетный прибор учета которого интегрирован в АИИС КУЭ ПАО "МРСК Сибири", о необходимости хранить данные о почасовом потреблении противоречат пункту 139 Основных положений и налагают на потребителя излишнюю обязанность, не предусмотренную действующим законодательством.
Ущемление интересов хозяйствующего субъекта в данном случае заключается в навязывании потребителю осуществления действий, приносящих дополнительные затраты (выражающиеся в особом контроле за показаниями прибора учета), которые не требуются и не установлены законодательно) (отзыв, т. 8, л.д. 56-59).
Довод ПАО "Россети Сибирь" о том, что вывод судов о корректировке расчетов в части период с 29.04.2018 по 24.05.2018 по акту о неучтенном потреблении от 28.04.2018 противоречит выводу судов о правомерном снятии с расчетов системы учета на основании актов проверки от 18.01.2018, 28.04.2018, 17.07.2018 и составлении актов о неучтенном потреблении, подлежит отклонению.
Признавая необоснованным отказ Общества в корректировке платы за период с 29.04.2018 по 24.05.2018, суды исходили из того, что согласно письмам ООО "Оптиметрик", установившего пункт коммерческого учета на базе прибора учета ESM-ET производства ООО "ИЦ "Энергосервис", от 05.06.2018 N 227 и от 12.02.2019 N 244 по результатам экспертизы изготовителя устройство корректно работало в период с 28.04.2018 по 24.05.2018; фактов прерывания корректного учета активной и реактивной электроэнергии не зафиксировано. Показания без перерыва передавались в систему АИИС КУЭ.
Кроме того, из представленных ПАО "МРСК Сибири" графиков суды установили поступление данных в АИИС КУЭ Общества.
В связи с чем суды обоснованно признали, что оснований для отказа в пересчете стоимости электроэнергии за указанный период у гарантирующего поставщика не имелось.
В этой связи довод Общества о неисполнимости предписания, поскольку корректировка расчета приведет к освобождению потребителя от оплаты фактически потребленной электрической энергии за период с 29.04.2018 по 24.05.2018, несостоятелен.
По акту о неучтенном потреблении от 28.04.2018 произведен расчет объема безучетного потребления с 20.04.2018 (дата прекращения передачи показаний) по 28.04.2018. Отсутствие зарегистрированных показаний за период с 21.04.2018 по 28.04.2018 подтверждается упомянутыми письмами ООО "Оптиметрик".
Доводы Общества о том, что антимонопольным органом неверно определены границы товарного рынка, которые должны определяться по точке поставки Компании по объекту "Рудник Майский", и, соответственно, неправильно рассчитана сумма штрафа при привлечении к административной ответственности, были рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
Суды установили, что на основании проведенного обзора состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии Управлением признано доминирующим положение ПАО "МРСК Сибири" на товарном рынке по передаче электрической энергии в географических границах эксплуатируемой сети на территории Республики Хакасия.
Учитывая, что нарушение совершено Обществом на территории РЭС Усть-Абаканского района Республики Хакасия, суд первой инстанции определил географические границы рынка, на котором совершено административное правонарушение, территорией РЭС Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в связи с чем при расчете размера административного штрафа учитывал сведения о сумме выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии на этой территории.
Вопреки доводам Общества, определение границ рынка как точки поставки конкретного потребителя в границах принадлежащего ему объекта недвижимости, с учетом особенностей и специфики деятельности по передаче электрической энергии не основано на положениях пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а также пункта 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), из которого следует, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям). Технические устройства электрических сетей, обеспечивающие передачу электрической энергии, не ограничиваются только энергопринимающим устройством конкретного потребителя, а включают в себя весь комплекс технологически связанных устройств электросетевого хозяйства филиала ПАО "МРСК Сибири".
Ссылки заявителя кассационной жалобы на противоречие выводов судов практике Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19 февраля 2015 года по делу N 308-АД14-6205, с иными фактическими обстоятельствами дела, не могут быть учтены, поскольку при рассмотрении настоящего спора суд учел фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу.
Общество также считает, что судами неправильно применено отягчающее обстоятельство в связи с причинением Обществом Компании ущерба ввиду уплаты по счету от 31.05.2018; указывает, что ущербом может являться разница между стоимостью электроэнергии, определенной расчетным способом, и стоимостью, определенной по показаниям, выгруженным заводом-изготовителем, поскольку может повлечь убытки Общества.
Между тем, учитывая установленные судами факты корректной работы прибора учета в период с 28.04.2018 по 24.05.2018, отсутствие фактов прерывания корректного учета активной и реактивной электроэнергии, подтвержденные экспертизой производителя устройства, а также передачу показаний без перерыва в систему АИИС КУЭ, что Обществом не опровергнуто, суды обоснованно признали ущербом начисленный по счету от 31.05.2018 объем безотчётного потребления за период с 01.05.2018 по 24.05.2018 в сумме 1 929 009 рублей 19 копеек, в связи с чем основания для применения предложенного Обществом расчета отсутствуют.
Доводы Хакасского УФАС России о том, что выводы судов о подтверждении фактов неисправной работы спорного прибора учета опровергаются письмом ООО "Оптиметрик" от 29.08.2018 N 234, подтвердившего отсутствие неисправностей в измерительных каналах устройства, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как было указано выше, письмами ООО "Оптиметрик" от 05.06.2018 N 227 и от 12.02.2019 N 244 подтвержден факт неисправной работы спорного прибора учета в период с 21.04.2018 по 28.04.2018 в связи с возможным отсутствием напряжения питания на устройстве.
Письмо от 29.08.2018 N 234, на которое ссылается антимонопольный орган, содержит зафиксированные показатели потребленной и сгенерированной активной и реактивной энергии и указание на отсутствие выявленных неисправностей в измерительных каналах устройства, однако не опровергает отсутствие зарегистрированных показаний за период с 21.04.2018 по 28.04.2018.
Довод Управления о неправомерном снятии с учета приборов учета, поскольку из представленных актов проверки не усматриваются причины, по которым в кратчайшие сроки после проверок 28.04.2018, 17.07.2018 они были допущены в работу без проведения проверочных мероприятий, рассмотрен и обоснованно отклонен судами.
Судами установлено отсутствие нарушений при составлении актов проверок расчетных приборов учета, содержащих причины снятия прибора учета потребителя с расчетов. 18.01.2018 и 17.07.2018 произведен допуск прибора учета потребителя в эксплуатацию, о чем составлены соответствующие акты. Функционирование прибора учета (системы учета) осуществлено путем ручной перезагрузки.
Допуск прибора учета потребителя в эксплуатацию в короткий временной промежуток после снятия такого прибора с расчетов не свидетельствует о нарушениях со стороны Общества Основных положений, поскольку, как указано в актах допуска, причин для отказа в допуске не имеется.
В ходе проверки работы прибора учета 28.04.2018 представителем Общества также произведена ручная перезагрузка прибора. Вместе с тем по результатам совершенных Обществом действий ни акта о допуске прибора учета в эксплуатацию, ни акта об отказе в допуске не составлено. Доказательства неисправности прибора учета потребителя в период с 28.04.2018 по 24.05.2018 не представлены. В этой связи суды признали обоснованными выводы антимонопольного органа о том, что неправомерное снятие с расчетов прибора учета по акту от 28.04.2018 повлекло отказ в перерасчете платы.
Учитывая установленную судами незаконность решения антимонопольного органа в части признания ПАО "МРСК Сибири" злоупотребившим доминирующим положением в части неправомерного составления в отношении ЗАО ЗДК "Золотая звезда" актов о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) от 28.04.2018 N 18.3-04-05, от 17.07.2018 N 18.3-07-01, суды обоснованно признали недействительным предписание в части требования об отзыве ранее направленных упомянутых актов о неучтенном потреблении гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя.
В этой связи доводы Управления о соответствии предписания в этой части пункту 194 Основных положений подлежат отклонению.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителей кассационных жалоб проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2019 года по делу N А74-4202/2019, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 года, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2020 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2019 года по делу N А74-4202/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2019 года по делу N А74-4202/2019, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2020 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки доводам Общества, определение границ рынка как точки поставки конкретного потребителя в границах принадлежащего ему объекта недвижимости, с учетом особенностей и специфики деятельности по передаче электрической энергии не основано на положениях пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а также пункта 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), из которого следует, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям). Технические устройства электрических сетей, обеспечивающие передачу электрической энергии, не ограничиваются только энергопринимающим устройством конкретного потребителя, а включают в себя весь комплекс технологически связанных устройств электросетевого хозяйства филиала ПАО "МРСК Сибири".
...
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 ноября 2019 года по делу N А74-4202/2019, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 года, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2020 года, подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2020 г. N Ф02-5861/20 по делу N А74-4202/2019