город Иркутск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А19-30669/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-30669/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (далее - комитет) о признании незаконным бездействия по непроведению торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в отношении действующих остановочных пунктов со специализацией "общественное питание" по адресам: г.Иркутск, ул. Трактовая 35/1а; г.Иркутск, мкр. Университетский 3а/1; г.Иркутск, ул. Маршала Жукова 13; г.Иркутск, ост. общественного транспорта "Стомклиника"; г.Иркутск, мкр. Березовый, 111/1; г.Иркутск, ул. Ленина, 8/2; и обязании проведения торгов на право заключения договоров на размещение НТО по вышеуказанным адресам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (управление, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Согласно доводов кассационной жалобы, принятие Администрацией города Иркутска (далее - администрация) постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 031-06-523/9), которым из схемы размещения НТО (далее - Схема) было исключено 11 торговых мест, арендуемых предпринимателем, лишило последнего права заниматься торговой деятельностью (торговлей мороженным); комитетом не обоснована необходимость исключения из Схемы 757 торговых мест, в том числе занимаемых предпринимателем 11 мест; бездействие комитета нарушило гарантированные Конституцией Российской Федерации права предпринимателя; доводы комитета о том, что проведению торгов мешало отсутствие своевременно проведенной государственной кадастровой оценки земельных участков неправомерно приняты во внимание судами; выводы судов о том, что у комитета отсутствует обязанность проведения торгов на право заключения договоров на размещение НТО по заявленным адресам являются необоснованными и противоречат требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", поскольку договор аренды в отношении муниципального имущества может быть заключен только по результатам торгов; выводы судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие оспариваемое бездействие комитета, что также соответствует решению управления N 038/637/20 от 07.05.2020, являются необоснованными.
В представленном отзыве комитет просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.07.2019 в рамках процедуры приема заявлений от хозяйствующих субъектов, в связи с подготовкой изменений для внесения в постановление администрации от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" предприниматель обратилась в комитет с заявлениями о предоставлении мест под размещение НТО.
В письме от 25.07.2019 комитетом указано, что в соответствии с Положением о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (далее - Положение N 031-06-961/8), договор на размещение НТО заключается только по результатам торгов.
31.10.2019 предприниматель повторно обратилась в комитет с заявлениями о предоставлении в аренду мест под размещение НТО по адресам: г.Иркутск, ул. Трактовая 35/1а; г.Иркутск, мкр. Университетский 3а/1; г.Иркутск, ул. Маршала Жукова 13; г.Иркутск, ост. общественного транспорта "Стомклиника"; г.Иркутск, мкр. Березовый, 111/1; г.Иркутск, ул. Ленина, 8/2.
Письмом N 505-70-25065/19 от 29.11.2019 комитет сообщил предпринимателю о том, что в настоящее время подготавливается аукционная документация на проведение торгов по продаже права на размещение НТО на территории города Иркутска, вся информация размещена на официальном сайте торгов, сайте администрации и публикуется в газете "Иркутск официальный"; предложения о внесении изменений в Схему учтены.
Полагая, что бездействие комитета, выраженное в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение НТО по вышеуказанным адресам, указанным в Схеме, в отношении которых отсутствуют действующие договоры, заключенные в установленном порядке, и не объявлены торги, приводит к необоснованному препятствованию хозяйствующим субъектам на осуществление предпринимательской деятельности с использованием НТО, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании действий (бездействия) может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил соответствующие действия (бездействие). Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих указанные действия (бездействие), от обязанности доказывания оснований своих требований.
В соответствии с пунктами 7, 9, 10 Положения N 031-06-961/8 к полномочиям комитета относятся, в том числе организация торгов на право заключения договора на размещение НТО, на заключение соответствующих договоров и осуществление контроля за исполнением условий договоров на размещение НТО.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ, части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 6 Положения N 031-06-961/8 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, вендинговых автоматов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли, торговых палаток) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением Администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67).
На основании изложенного для проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО необходимо установить, что место размещения НТО включено в соответствующую схему размещения НТО, а также наличие актуальной кадастровой стоимости земельных участков под размещение НТО.
Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Как обоснованно установлено в ходе судебного разбирательства, поводом обращения предпринимателя в суд с заявлением послужили выводы о бездействии комитета, выраженного в непроведении торгов на право заключения договоров на размещение НТО по заявленным предпринимателем адресам, указанным в Схеме, в отношении которых отсутствуют действующие договоры, заключенные в установленном порядке, и не объявлены торги, что приводит к необоснованному препятствованию хозяйствующим субъектам на осуществление предпринимательской деятельности с использованием НТО.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по делу судами признаны обоснованными доводы комитета об истечении пятилетнего срока с момента проведения последней государственной кадастровой оценки и незавершении на момент обращения предпринимателя действий по установлению новой кадастровой стоимости земельных участков под размещение испрашиваемых, в связи с чем основания для проведения аукционов на право заключения договоров на размещение НТО отсутствовали; в отношении НТО, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Трактовая, 35/1а (остановка "Узловая") и мкр. Березовый, 111/1 (мкр. Березовый, в районе остановки "8-й микрорайон"), размещенных с нарушением установленного порядка (без заключения соответствующего договора), комитетом принимались меры в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1, в связи с чем собственникам указанных НТО вручены уведомления о добровольном демонтаже, при этом процедура по демонтажу самовольно размещенных НТО в городе Иркутске была приостановлена в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением режима самоизоляции на территории Иркутской области; кроме того, вышеуказанные места размещения НТО в дальнейшем были выставлены на торги, которые назначены на 20.04.2020 и на 13.04.2020, что подтверждается извещением об аукционе на право заключения договоров на размещение НТО, расположенных на территории г. Иркутска, размещенным на официальных сайтах www.torgi.gov.ru, kumi.admirk.ru, www.admirk.ru и в газете "Иркутск официальный"; также проведение процедуры соответствующих торгов подтверждается решением антимонопольного органа N 038/637/20 от 07.05.2020 о признании жалобы предпринимателя на действия организатора торгов - комитета обоснованной, признании последнего нарушившим требования антимонопольного законодательства; в отношении НТО, расположенных по адресам: г. Иркутск, мкр. Университетский, 3а, ул. Маршала Жукова, 13 (остановка "Лодочная"), ост. Общественного транспорта "Стомклиника", ул. Ленина, 8/2, в период 2006-2007 годов между администрацией и их собственниками заключены договоры аренды земельных участков под размещение НТО, которые являются действующими, как заключенные до введения правового регулирования, вводящего обязанность по организации и проведению торгов на право заключения договора на размещение НТО, в связи с чем возможность проведения торгов в отношении указанных мест размещения НТО у комитета отсутствует.
Более того, как правильно отмечено судами, каких-либо конкретных сроков проведения торгов Правилами N 67, Положением N 031-06-961/8 не установлено.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив положения ЗК РФ, Закона N 381-ФЗ, Закона N 237-ФЗ, Положения N 031-06-961/8, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, поскольку факт бездействия комитета по непроведению торгов на право заключения договоров на размещение НТО в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не установлен; напротив, комитетом предпринимаются все зависящие от него меры по проведению соответствующих мероприятий; какие-либо надлежащие доказательства, свидетельствующие об обратном, предпринимателем не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для полного и всестороннего рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы предпринимателя о несогласии с действиями администрации об исключении из Схемы 11 мест размещения НТО, занимаемых ранее предпринимателем, не связаны с предметом заявленных по настоящему делу требований и не имеют правового значения для его рассмотрения.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-30669/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 указанного Положения заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67).
...
Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 января 2021 г. N Ф02-7226/20 по делу N А19-30669/2019