город Иркутск |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А19-29395/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Извечной Василисы Михайловны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2020 года по делу N А19-29395/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Извечная Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018; далее - ИП Извечная В.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее - комитет) о признании незаконным бездействия по непроведению торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в отношении действующих остановочных пунктов со специализацией "общественное питание" по адресам:
1) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Новаторов 16/2;
2) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 8 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Маршала Конева 44;
3) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 6 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова 4/2;
4) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 10 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Вампилова 2/2;
5) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, мкр. Первомайский 54/2;
6) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 6 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 197/1;
7) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 6 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, мкр. Топкинский 39/2;
8) действующий киоск, со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 5 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего штаба 26;
9) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 6 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего штаба 59/2;
10) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 3 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, мкр. Университетский 70/8;
11) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 251/5;
12) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 8 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, справа от ул. Напольная 73/1;
13) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Радищева 184;
14) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 8 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный 1006/3;
15) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 10 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Безбокова 10;
16) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 8 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских событий 92а/2;
17) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, мкр. Приморский 12а;
18) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 8 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, бульвар Рябикова 8г/2;
19) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова 311д/1;
20) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 8 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова 1366/4;
21) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 6 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 295/2;
22) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 355/6;
23) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана 202/1;
24) действующий киоск со специализацией продовольственные товары "Сагаан" площадью 7 кв.м. для круглогодичной торговли по адресу: г. Иркутск, ул. Радищева 24.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966; управление, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Извечная В.М. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Как следует из кассационной жалобы, принятие администрацией постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 031-06-523/9), которым из схемы размещения НТО (далее - схема) было исключено 11 торговых мест, арендуемых предпринимателем, лишило последнего права заниматься торговой деятельностью - торговлей мороженным в арендуемых торговых точках. Нарушения в исполнении условий договоров аренды предпринимателем не допущено. Комитетом не обоснована необходимость исключения из схемы торговых мест, в том числе занимаемых предпринимателем. Выводы судов о том, что у комитета отсутствует обязанность проведения торгов на право заключения договоров на размещение НТО по заявленным адресам являются необоснованными и противоречат требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", поскольку договор аренды в отношении муниципального имущества может быть заключен только по результатам торгов.
Комитетом представлен отзыв на кассационную жалобу предпринимателя, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.07.2019 в рамках процедуры приема заявлений от хозяйствующих субъектов, в связи с подготовкой изменений для внесения в постановление администрации от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" предприниматель обратилась в комитет с заявлениями о предоставлении мест под размещение НТО.
Письмом от 25.07.2019 Комитетом дан ответ, что в соответствии с Положением договор на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) заключается только по результатам торгов.
31.10.2019 ИП Извечная В.М. обратилась к заместителю мэра - председателю КУМИ Администрации г. Иркутска с заявлениями о внесений изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденную Постановление администрации города Иркутска от 30.11.2011 N 031-06-3192/11.
Письмом N 505-70-25065/19 от 29.11.2019 комитет сообщил предпринимателю о том, что в настоящее время подготавливается аукционная документация на проведение торгов по продаже права на размещение НТО на территории города Иркутска, вся информация размещена на официальном сайте торгов, сайте администрации и публикуется в газете "Иркутск официальный"; предложения о внесении изменений в Схему учтены.
Полагая, что комитетом допущено бездействие, выразившееся в не проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 7, 9, 10 Положения N 031-06-961/8 к полномочиям комитета относятся, в том числе организация торгов на право заключения договора на размещение НТО, на заключение соответствующих договоров и осуществление контроля за исполнением условий договоров на размещение НТО.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ, части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 6 Положения размещение НТО на территории города Иркутска осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение НТО путем предоставления места.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67).
Следовательно, для проведения торгов на право заключения договора на размещение НТО необходимо установить, что место размещения НТО включено в соответствующую схему размещения НТО, а также наличие актуальной кадастровой стоимости земельных участков под размещение НТО.
Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, судами установлено и следует из материалов дела, что предпринимателем оспаривается бездействие по непроведению торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, не включенных в схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением администрации от 30.12.2011 N 031-06-3192/11.
Следовательно, факт бездействия комитета по непроведению торгов на право заключения договоров на размещение НТО по настоящему делу не установлен.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2020 года по делу N А19-29395/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 указанного Положения заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67).
...
Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2021 г. N Ф02-7088/20 по делу N А19-29395/2019