город Иркутск |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А58-930/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" городского округа "Город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 года по делу N А58-930/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Топливо-заправочная компания "АэропортГСМсервис" (ОГРН 1151447006963, ИНН 1435297180, далее - ООО "ТЗК "АэропортГСМсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Агентство земельных отношений" Городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1121435007143, ИНН 1435254820, далее - Учреждение) с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги N 826-ДИЗО/20 от 10.02.2020 о заключении нового договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РС (Я) г. Якутск, ул. Авиаторов, с кадастровым номером 14:36:102005:14, с видом разрешенного использования под гаражи с автостоянкой, площадь 5014 кв. м и об обязании заключить договор.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года заявленное требование удовлетворено. Решение Учреждения N 826-ДИЗО/19 от 10.02.2020 признано недействительным. На Учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу повое решение об отказе в удовлетворении требования ООО "ТЗК "АэропортГСМсервис".
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены положения пунктов 3, 4 статьи 39.6, пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2.16 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги: "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов", утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 24.09.2015 N 251п (далее - Административный регламент). В обоснование кассационной жалобы Учреждение ссылается на то, что у общества отсутствует преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка без торгов, поскольку оно не является арендатором испрашиваемого земельного участка или собственником зданий и сооружений, расположенном на таком земельном участке.
Также в кассационной жалобе Учреждение отмечает, что приказом начальника департамента руководителю Учреждения были переданы права подписи отдельных документов в области земельных отношений.
В отзыве на кассационную жалобу общество выражает несогласие с доводами Учреждения, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.03.2014 между Департаментом (арендодатель) и ООО "ТЗК АэропортГСМсервис" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 09-1/2014-0172, по условиям которого обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 14:36:102005:141 общей площадью 5014 кв. м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Авиаторов, д. 86, для использования под гаражи с автостоянкой на отдельном земельном участке. Срок действия договора определен с 17.03.2014 по 17.03.2019 (пункт 2.1 договора). Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) 18.05.2014.
ООО "ТЗК АэропортГСМсервис" 22.01.2020 обратилось в Учреждение о заключении нового договора аренды указанного земельного участка без проведения торгов. Основанием обращения явилось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-9677/2019 от 03 декабря 2019 года, которым признано незаконным решение Учреждения N 4756-ДИЗО/19 от 11.06.2019 об отказе в предоставлении муниципальной услуги о заключении нового договора аренды земельного участка, как не соответствующее пункту 2.2 Административного регламента. Данным решением суд обязал Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТЗК "АэропортГСМсервис".
По результатам рассмотрения обращения от 22.01.2020, Учреждение письмом N 826-ДИЗО/20 от 10.02.2020 отказало в предоставлении муниципальной услуги о заключении нового договора аренды земельного участка на основании подпункта 1 пункта 2.16 Административного регламента, поскольку заявление о заключении нового договора аренды земельного участка подано лицом, не входящим в круг заявителей, указанных в пункте 1.2 Административного регламента, согласно которому муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющихся арендаторами земельных участков.
Дополнительно в указанном письме Учреждение сообщило, что договорных отношений между обществом и Департаментом относительно земельного участка с кадастровым номером 14:36:102005:14 не имеется; рекомендовало обществу обратиться с заявлением для участия в проводимом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Не согласившись с отказом Учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая отказ Учреждения недействительным, суды исходили из того, что оспариваемый ненормативный акт принят неуполномоченным лицом.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
Условия реализации такого права определены пунктом 4 статьи 39.6 Кодекса, при наличии в совокупности которых гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (далее - ЗК РС (Я)) управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 N РЯГД-8-6 утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, согласно которому Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" (пункт 1.1); основными задачами Департамента является предоставление муниципальных услуг и исполнение муниципальных функций в сфере имущественных и земельных правоотношений (подпункт 2.1.18 пункта 2.1); к основным функциям Департамента относится подписание и заключение от имени Окружной администрации города Якутска договоров купли-продажи, аренды, о безвозмездной передаче земельных участков в собственность, безвозмездного пользования, договоров о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; решений об отказе в предоставлении муниципальных услуг, решений о приостановлении предоставления муниципальных услуг (пункт 2.2.54).
Административный регламент определяет стандарт предоставления муниципальной услуги и устанавливает сроки, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов".
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, являющимся арендаторами земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в случаях, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1.3 Административного регламента структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент имущественных и земельных отношений, уполномоченное учреждение по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента - муниципальное казенное учреждение "Агентство земельных отношений" городского округа "город Якутск".
Пунктом 2.5 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов; 2) решение об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены пунктом 2.16 Административного регламента.
В соответствии с пунктами 3.19, 3.19.3 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 2.16 Административного регламента, специалист Учреждения готовит проект решения об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка; проект решения об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка подписывается начальником Департамента.
Руководствуясь приведенными положениями Административного регламента, принимая во внимание положения пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.6, 3.2.7 устава Учреждения, пункта 2.3.21 Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности от 24.01.2019, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерным выводам о том, что, вышеизложенными нормами подтверждены полномочия Учреждения лишь по подготовке проектов распоряжений по предоставлению муниципальной услуги, и однозначно определены полномочия Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска по принятию решений по предоставлению муниципальной услуги.
Как установлено судами, спорный земельный участок ранее был предоставлен обществу без проведения торгов, и с последующим заявлением общество обратилось 22.01.2020 о заключении нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем оно подлежало рассмотрению в рамках указанного Административного регламента.
Вместе с тем, как следует из письма N 826-ДИЗО/20 от 10.02.2020, которым отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, заявление общества от 22.01.2020 было рассмотрено и подписано руководителем Учреждения И.П. Поповым.
Суды правомерно указали, что вопреки указанному правовому регулированию, Учреждение превысило имеющиеся полномочия, и, как следует из содержания письма от 10.02.2020, неправомерно рассмотрело по существу заявление общества и приняло оспариваемое решение.
При этом судами верно отмечено, что ни Административным регламентом, ни Положением о Департаменте, не предусмотрено право Департамента на делегирование своих полномочий в части принятия решений о предоставлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов" иным органам, в связи с чем, ссылка Учреждения на приказ от 20.01.2020 N 08-п "О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений" обоснованно признана судами несостоятельной.
При таких обстоятельствах, суды мотивированно признали оспариваемое решение, принятое с превышением полномочий, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В качестве способы защиты права, нарушенного оспариваемым ненормативным правовым актом, в соответствии с пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно возложил на Учреждение обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у общества права на получение земельного участка в аренду без торгов, не приняты во внимание, поскольку не были предметом рассмотрения и оценки судами первой и апелляционной инстанций.
Другие доводы заявителя кассационной жалобы, иное толкование им действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2020 года по делу N А58-930/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2021 г. N Ф02-6656/20 по делу N А58-930/2020