город Иркутск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А10-129/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
при участии в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя Шевченко Владимира Владимировича: Склярова С.В. (доверенность от 02.12.2020, диплом), Шклярова А.Н. (доверенность от 02.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шевченко Владимира Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2020 года по делу N А10-129/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шевченко Владимир Владимирович (ОГРНИП 313032731500115, ИНН 384902944885, далее - предприниматель Шевченко В.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2019 по делу N Р/1322-2019 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Баргузинскому отделу) (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия, Управление, административный орган) о назначении административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании незаконным предписания Управления от 25.10.2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Заявления приняты к производству суда, делам присвоены номера А10-129/2020 и А10-290/2020, определением суда от 13 мая 2020 года названные дела объединены в одно производство с присвоением делу N А10-129/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года, заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Управления от 25.10.2019 признано недействительным в части требования обеспечить использование земельного участка с кадастровым номером 03:01:380113:54, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, местность Кулиное, участок N 46, в соответствии с видом разрешенного использования. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Предприниматель Шевченко В.В. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований по мотивам неправильного применения судами статей 1.5, 7.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 10, 16 Федерального закона от "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 (далее - Правила N 251), Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 (далее - Административный регламент), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Шевченко В.В. неправомерно привлечен к административной ответственности и ему выдано предписание как индивидуальному предпринимателю, поскольку он использует земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, предпринимательская деятельность на нём не ведется; по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание для индивидуальных предпринимателей предусмотрено в 2 раза больше, чем для физических лиц; вывод суда апелляционной инстанции в этой части противоречит фактическим обстоятельствам дела и выводам суда первой инстанции; обязанности, возложенные оспариваемым предписанием, не имеют отношения к предпринимательской деятельности; отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации прав заявителя на земельный участок не может служить доказательством отсутствия воли собственника этого участка на передачу его в пользование, так как законодательством предусмотрены иные формы распоряжения недвижимым имуществом, не связанные с обязательной письменной формой договора и обязательной государственной регистрацией прав; административным органом не представлены доказательства отсутствия соглашения между заявителем и собственником участка о пользовании этим участком, а также принадлежности построек заявителю; Управление при привлечении к административной ответственности наличие вины не устанавливало, суды самостоятельно определили форму вины; судами не дана оценка доводам Шевченко В.В. о нарушении административным органом порядка проведения административного надзора; акт административного обследования составлен и утвержден одним и тем же должностным лицом, что противоречит требованиям Правил N 251; проведение административного обследования проведено не в рамках систематического наблюдения, а при участии должностного лица Росреестра в качестве специалиста в проверке, проводимой прокуратурой; письмо прокуратуры от 29.08.2019 не является требованием о проведении внеплановой проверки и, следовательно, отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки; в нарушение статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ проведенные во время проверки исследования не оформлены соответствующими протоколами исследования или заключениями; в приложенной к акту проверки фототаблице отсутствует информация о дате и времени фотосъемки, привязка к конкретной местности; пояснения заявителя, указанные в протоколе об административном правонарушении, противоречат его объяснениям в данном протоколе; указание в постановлении на просьбу Шевченко В.В. о замене штрафа на предупреждение не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Управление Росреестра по Республике Бурятия своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители предпринимателя Шевченко В.В. в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.08.2019 Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой направлен в адрес Управления Росреестра по Республике Бурятия акт административного обследования объекта земельных отношений от 07.08.2019, принадлежащего Шевченко В.В. (Баргузинский район, местность Кулиное) для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности по статьям 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с распоряжением от 11.09.2019 N Р/1322 Управлением в отношении предпринимателя Шевченко В.В. проведена в рамках государственного земельного надзора внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения письма Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 05.09.2019, место нахождения: Республика Бурятия, Баргузинский район, пгт. Усть-Баргузин, ул. Пионерская, д. 25; место фактического осуществления деятельности: Республика Бурятия, Баргузинский район, местность Кулиное, уч. N46, земельный участок с кадастровым номером 03:01:380113:54.
В ходе проверки административным органом установлено, что по сведениям ЕГРН обследуемый земельный участок на учет поставлен 19.01.2011 и обладает следующими характеристиками: кадастровый номер: 03:01:380113:54; площадь (уточненная):
1 313 кв. м; категория: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. На указанный участок зарегистрировано право собственности Шевченко В.В. на основании договора купли-продажи от 07.07.2015 (регистрационная запись N 03-03/002-03/015/010/2015-735/2 от 20.07.2015).
Фактически на обследуемом земельном участке расположены с южной стороны жилой дом площадью около 100 кв. м с установленными солнечными панелями, с северо-восточной стороны расположены хозяйственная постройка 12 кв. м, вольер площадью 17 кв. м, с северной стороны баня с пристроем площадью 143 кв. м, с северо-западной стороны гараж площадью 145 кв. м, птичник площадью 48 кв. м, с южно-западной стороны расположены 2 беседки. На местности участок не огорожен, гараж, баня с пристроем, птичник, вольер, хозяйственные постройки находятся за пределами участка.
В ходе проверки также проведена инструментальная геодезическая съемка комплектом GPS-приемников Hiper-SR (из четырех приемников) заводской номер: 1226-10155, 1226-10176; 1209-10395, 1209-10396 (свидетельство о поверке N G3216 от 09.04.2019, N G3217 от 09.04.2019, N G3218 от 09.04.2019, N G3219 от 09.04.2019), по результатам которой установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 03:01:000000:8590 площадью - 365 кв. м занята собственником земельного участка с кадастровым номером 03:01:380113:54 путем размещения гаража, бани с пристроем, вольера, птичника, хозяйственной постройки.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 03:01:000000:8590 принадлежит на праве собственности Буйнову Николаю Михайловичу на основании договора купли-продажи, на учет поставлен 07.07.2017.
Фактически на земельном участке с кадастровым номером 03:01:000000:8590 размещены гараж, баня с пристроем, вольер, птичник, хозяйственные постройки, которые построены и используются предпринимателем Шевченко В.В. Сведения о правах на занятую часть земельного участка с кадастровым номером 03:01:000000:8590 площадью 365 кв. м Шевченко В.В. в ЕГРН отсутствуют. Сведения об объектах капитального строительства и правах на указанные объекты в ЕГРН также отсутствуют.
Таким образом, Управлением выявлены нарушения обязательных требований, установленных земельным законодательством:
1) в нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 03:01:380113:54, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, местность Кулиное, участок N 46, Шевченко В.В. использует для размещения Базы отдыха (дома рыбака) "Кулиное" не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Данные действия подпадают под часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) в нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации часть земель кадастрового квартала 03:01:000000:8590 используется Шевченко В.В. в отсутствие выраженной в установленном порядке воли собственника указанного земельного участка, либо лица им уполномоченного. Данные действия подпадают под статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.10.2019 N Р/1322-2019; к акту приложены фототаблица и обмер и ситуационный план от 25.10.2019.
Предписанием от 25.10.2019 Управления предпринимателю Шевченко В.В. предписано устранить указанные нарушения в срок до 17.04.2020. В целях устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства предпринимателю необходимо предпринять следующие меры:
- обеспечить использование земельного участка с кадастровым номером 03:01:380113:54, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, местность Кулиное, участок N 46, в соответствии с видом разрешенного использования;
- освободить часть земель кадастрового номера 03:01:000000:8590, площадью 365 кв. м, расположенную по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, местность Кулиное, участок N 46, и привести её в пригодное для использования состояние.
Административным органом по факту использования земельного участка в отсутствие выраженной в установленном порядке воли собственника участка в отношении предпринимателя Шевченко В.В. составлен протокол от 15.11.2019 об административном правонарушении по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 24.12.2019 по делу N Р/1322-2019 предприниматель Шевченко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде предупреждения с учетом части 1 статьи 4.1.1 Кодекса.
Предприниматель Шевченко В.В. обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанными заявлениями об оспаривании предписания и постановления.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт в части требования об освобождении части земель кадастрового номера 03:01:000000:8590 не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, а также пришли к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях предпринимателя Шевченко В.В. состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты в обжалуемой части не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
В соответствии с пунктами 3, 5, 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, осуществлять административное обследование объектов земельных отношений. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный земельный надзор (пункты 1, 5.1.14).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении, в том числе индивидуальных предпринимателей и граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок соблюдения, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, в том числе: выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 2); поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений, информации о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (подпункт 3).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 03:01:000000:8590 принадлежит на праве собственности Буйнову Николаю Михайловичу на основании договора купли-продажи. Факт использования предпринимателем части кадастрового квартала 03:01:000000:8590 подтверждается материалами дела (актом административного обследования от 07.08.2019, актом проверки от 25.10.2019 с обмером и ситуационным планом, протоколом об административном правонарушении от 15.11.2019) и не опровергнут заявителем. Правоустанавливающие документы на право пользования земельным участком с кадастровым номером 03:01:000000:8590, принадлежащим на праве собственности Буйнову Н.М., у Шевченко В.В. отсутствуют.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11) под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации прав заявителя на земельный участок не может служить доказательством отсутствия воли собственника этого участка на передачу его в пользование, подлежит отклонению, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств наличия воли собственника этого участка, выраженной в установленном порядке. Предприниматель на наличие таких доказательств не ссылается.
Ссылка предпринимателя на то, что законодательством предусмотрены иные формы распоряжения недвижимым имуществом, не связанные с обязательной письменной формой договора и обязательной государственной регистрацией прав, подлежит отклонению как не учитывающая требования статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления N 11.
При этом установленная частью 5 статьи 200, частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность административного органа доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения, а также обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, не отменяет в соответствии с положениями части 2 статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимость представления лицом, оспаривающим выводы административного органа, изложенные в таких решениях, в обоснование своих возражений в ходе судебного разбирательства, соответствующих доказательств, подтверждающих те обстоятельства, на которые это лицо ссылается.
Таким образом, учитывая, что предприниматель Шевченко В.В. в отсутствие каких-либо правовых оснований занимает часть земельного участка с кадастровым номером 03:01:000000:8590, Управление обоснованно выдало ему предписание в части освобождения данного земельного участка площадью 365 кв. м, а также признало виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправомерное привлечение его к административной ответственности и выдачу предписания как индивидуальному предпринимателю, поскольку использует земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, предпринимательская деятельность им не ведется на этом участке.
Между тем судом первой инстанции верно установлено, что проверка назначена и проведена в отношении Шевченко В.В. с учетом его статуса как индивидуального предпринимателя, с соблюдением требований Федерального закона N 294-ФЗ.
Запрет на использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю установлен как для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Следовательно, требование предписания об освобождении самовольно занятой части земельного участка правомерно выдано Шевченко В.В. независимо от фактически осуществляемой им на этом участке деятельности, судами не установлено нарушение его прав и законных интересов этим предписанием.
Относительно привлечения к административной ответственности суд первой инстанции мотивированно исходил из того, что в рассматриваемом случае при назначении административного наказания Управлением с учетом положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произведена замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение, поскольку Шевченко В.В. является субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом именно наличие статуса индивидуального предпринимателя позволило заменить меру административного наказания в виде штрафа на предупреждение, в связи с чем его права не были нарушены.
При правильном определении субъекта административного правонарушения и наличии в его действиях иных элементов состава правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды обоснованно признали законным постановление о назначении административного наказания.
Доводы Шевченко В.В. об отсутствии оснований для проведения проверки и нарушении административным органом порядка проведения административного надзора, были рассмотрены, надлежащим образом оценены судами первой и апелляционной инстанций, и отклонены обоснованно и мотивированно.
Судами установлено, что 05.07.2019 Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Управления Росреестра по Республике Бурятия направлено требование о выделении специалиста в области геодезии и применения поверенного технического оборудования для участия в проводимом прокуратурой обследовании земельного участка с целью оценки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 03:01:000000:8590.
Во исполнение данного требования 07.08.2019 главным государственным инспектором Баргузинского и Курумканского районов по использованию и охране земель, начальником Баргузинского отдела Управления Росреестра по Республике Бурятия Бутухановым А.Н. составлен акт административного обследования объекта земельных отношений, проведенного 22.07.2019 года, в котором отражено, в том числе нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации. К акту приложены фототаблица, обмер. Акт от 07.08.2019 направлен Управлением в адрес Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, которая 29.08.2019 направила его Управлению Росреестра по Республике Бурятия для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности по статье 7.1 и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.09.2019 Прокуратурой Республики Бурятия принято решение о согласовании проведения Управлением внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя Шевченко В.В. 11.09.2019 Управлением Росреестра по Республике Бурятия вынесено распоряжение N Р/1322 о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства с целью рассмотрения письма Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры (входящий N 02/13641 от 05.09.2019) о нарушениях имущественных прав Российской Федерации и муниципального образования "Баргузинский район". Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных правовыми актами.
Правильно применяя положения статей 71, 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8.3, 10 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктов 6, 15, 16 Административного регламента, пунктов 8, 9 Правил N 251, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений при проведении проверки, согласованной с прокуратурой, в соответствии с распоряжением Управления, вынесенным на основании поступившей от прокуратуры информации о выявленных нарушениях закона.
Доводы о наличии иных нарушений, на которые ссылается заявитель, в том числе о том, что акт административного обследования составлен и утвержден одним и тем же должностным лицом; проведение административного обследования проведено не в рамках систематического наблюдения; проведенные во время проверки исследования не оформлены соответствующими протоколами исследования или заключениями; в фототаблице отсутствует информация о дате и времени фотосъемки, привязка к конкретной местности, также были предметом исследования и оценки судов двух инстанций, мотивированно отклонены при правильном применении норм Федерального закона N 294-ФЗ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Грубых нарушений, установленных частью 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, судами не установлено, предприниматель на таковые не ссылается.
Вопреки доводу заявителя кассационной жалобы, его пояснения, указанные в протоколе об административном правонарушении не противоречат его объяснениям, данным 15.11.2019 при составлении протокола. Под объяснениями имеется подпись Шевченко В.В. с указанием "с моих слов напечатано верно, мною прочитано".
В постановлении о назначении административного наказания данные объяснения приведены в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2020 года по делу N А10-129/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы о наличии иных нарушений, на которые ссылается заявитель, в том числе о том, что акт административного обследования составлен и утвержден одним и тем же должностным лицом; проведение административного обследования проведено не в рамках систематического наблюдения; проведенные во время проверки исследования не оформлены соответствующими протоколами исследования или заключениями; в фототаблице отсутствует информация о дате и времени фотосъемки, привязка к конкретной местности, также были предметом исследования и оценки судов двух инстанций, мотивированно отклонены при правильном применении норм Федерального закона N 294-ФЗ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Грубых нарушений, установленных частью 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, судами не установлено, предприниматель на таковые не ссылается.
...
В постановлении о назначении административного наказания данные объяснения приведены в соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 февраля 2021 г. N Ф02-283/21 по делу N А10-129/2020