город Иркутск |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А69-1532/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Нечаевой И.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Ваксарь О.С.; судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Донгак Ш.О, при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Монгуш О.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" Нюхиной С.А. (доверенность от 18.05.2020 N 9, диплом); в Арбитражном суде Республики Тыва представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Хаджиева Ф.А. (руководитель, приказ, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года по делу N А69-1532/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1081719000406, ИНН 1701044233, г. Красноярск; далее - ООО "СТ-ТБО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконными действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) по возбуждению дела N 017/01/10-5/2020 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "СТ-ТБО", о прекращении дела N 017/01/10-5/2020 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении Общества, об обязании отменить изданный приказ.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СТ-ТБО" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 5, 39, 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции), пунктов 1.7, 3.21, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент N 339), пункта 3.14 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345 (далее - Административный регламент N 345), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание являющиеся обязательными исключения, предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в силу которых Общество не занимает доминирующее положения на товарном рынке, поскольку его участником (учредителем) является одно физическое лицо, выручка за 2019 год составила 46 558 000 рублей, следовательно, на него не распространяются запреты и ограничения, установленное статьей 10 названного Закона; услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не относятся к видами деятельности естественных монополий; у ООО "Восток-Сервис" в рамках заключенного с ООО "СТ-ТБО" договора на оказание услуг по обращению с ТКО образовалась дебиторская задолженность, позволяющая в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации ограничивать предоставление коммунальных услуг; разрешение гражданско-правового спора возможно только в судебном порядке; приказ о возбуждении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства принят в отношении Общества и содержит властное распоряжение, заключающееся в проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, чем затрагивает его права и законные интересы регионального оператора.
В отзыве на кассационную жалобу Тывинское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными; указывает, что в данном случае возможно применение критериев для определения субъектов естественной монополии, так как состояние товарного рынка по обращению с ТКО, исходя из содержания Федерального закона N 89-ФЗ, эффективнее в отсутствие конкуренции, а услуги, оказываемые региональными операторами, не могут быть заменены в потреблении другими услугами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на услуги, предоставляемые региональным оператором, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, что соответствует понятию "естественная монополия", данному в статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Заявленное в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ходатайство ООО "СТ-ТБО" о прекращении дела в связи с распространением на него исключения, предусмотренного частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, должно быть проверено Тывинским УФАС России при рассмотрении этого дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "СТ-СБО" и Тывинского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.05.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО "СТ-ТБО" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва, по условиям которого указанное Министерство поручает, а Общество - региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 N 102-од Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Тыва. Согласно указанному выше соглашению от 29.05.2018 данный статус присвоен обществу на срок до 01.06.2028.
Постановлениями Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 N 16, от 20.12.2018 N 60 утверждены производственные программы в области обращения с ТКО и установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "СТ-ТБО" на территории Республики Тыва на 2018 и на 2019 годы.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 N 50 установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "СТ-ТБО" на территории Республики Тыва на 2020-2022 годы.
В адрес Тывинского УФАС России 23.03.2020 и 24.03.2020 обратились Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО "Восток сервис" на неправомерные действия ООО "СТ-ТБО", выразившиеся в направлении уведомления от 17.03.2020 N 255 о приостановлении деятельности по вывозу ТКО с многоквартирных домов до момента возмещения недополученных доходов в полном объеме.
Согласно указанному уведомлению Общества, адресованному Президенту Российской Федерации, Председателю Правительств Российской Федерации, заместителю руководителя Аппарата Президента Российской Федерации, Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, директору ФСБ России, генеральному директору ППК "РЭО", руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Генеральному прокурору Российской Федерации, председателю СК России, Министру финансов Российской Федерации, Главе Республики Тыва, Прокурору Республики Тыва, Министру природных ресурсов и экологии Республики Тыва, Министру финансов Республики Тыва, Министру экономики Республики Тыва, Министру строительства и ЖКХ Республики Тыва, прокурору г. Кызыла, руководителю Службы по тарифам Республики Тыва, руководителю службы Роспотребнадзора по Республики Тыва, мэру города Кызыла, региональный оператор - ООО "СТ-ТБО" приостанавливает оказание услуг по вывозу ТКО г. Кызыл, мотивировав тем, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва не соблюдены правила при установлении норм накопления ТКО.
14.03.2019 антимонопольным органом проводился анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО на территории Республики Тыва, согласно которому ООО "СТ-ТБО" является единственным лицом, осуществляющим на территории Республики Тыва деятельность по обращению с ТКО, доля Общества как регионального оператора на рынке услуг по обращению с ТКО в Республики Тыва за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 составляет 100%. Основными барьерами входа на товарный рынок по обращению с ТКО являются административные и экономические ограничения. ООО "СТ-ТБО" занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
Приказом Тывинского УФАС России от 25.03.2020 N 64 в отношении ООО "СТ-ТБО" возбуждено дело N 17/01/10-5/2020 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела.
ООО "СТ-ТБО" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые действия антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в частности, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, некоммерческими организациями (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Закона).
Согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства определен статьей 44 Закона, в соответствии с которой при рассмотрении заявления, материалов о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган: определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (часть 5). При рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи (часть 7). В случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии (часть 12).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3.49, 3.64 и 3.68 Административного регламента N 339.
В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Административного регламента N 345 в ходе рассмотрения поступившего заявления, материалов исполнитель определяет наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы заявление, материалы. Определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы заявление, материалы, указанные в пункте 3.5 настоящего Регламента, осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему Порядку проведения анализа состояния конкуренции, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, определение временного интервала исследования рынка, определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.
Исходя из совокупного анализа приведенных норм права, суды правильно указали, что на стадии возбуждения дела антимонопольным органом не устанавливаются факт нарушения антимонопольного законодательства и конкретный нарушитель, а определяются признаки нарушения антимонопольного законодательства и признаки наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы заявление, по результатам анализа состояния конкуренции.
По смыслу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 7 статьи 4, части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке, если он имеет возможность действовать независимо от конкурентов и потребителей (в том числе приобретающих товары для удовлетворения предпринимательских нужд) на рынке определенного товара и, следовательно, обладает возможностью самостоятельно в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять им доступ на товарный рынок (далее также - доминирование на товарном рынке). В связи с этим при проверке наличия доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке оценивается его положение относительно существующих на рынке конкурентов (занимаемая доля на рынке), потенциальных конкурентов (возможность доступа на рынок) и потребителей.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 5 Закона, по общему правилу, наличие у хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доминирующего положения предполагается, если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, и обратное не вытекает из применения иных критериев определения доминирующего положения.
Из материалов дела следует, что согласно анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению ТКО на территории Республики Тыва от 14.03.2019 доля Общества как регионального оператора на рынке услуг по обращению с ТКО в Республики Тыва за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 составляет 100 %. Основными барьерами входа на товарный рынок по обращению с ТКО являются административные и экономические ограничения. ООО "СТ-ТБО" занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что приказ Тывинского УФАС России о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела от 25.03.2020 N 017/01/10-5/2020 издан при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и признаков доминирующего положения, установленных на момент издания данного приказа в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Административных регламентов; какие-либо ограничения данным приказом на Общество не возлагаются, факт нарушения антимонопольного законодательства не вменяется, обоснованно отказали в признании незаконными действий Тывинского УФАС России по возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не принято во внимание, что в силу части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество не может быть признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке, следовательно, на него не распространяются запреты и ограничения, установленные статьей 10 названного Закона; в связи с чем им было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку распространение на ООО "СТ-ТБО" исключения, предусмотренного частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не было предметом проверки антимонопольного органа при возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства с учетом наличия у Управления информации о том, что доля Общества на рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Тыва за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 составила 100 процентов, и наличия у него статуса регионального оператора - единственного лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО на территории Республики Тыва. Ходатайство ООО "СТ-ТБО" о прекращении дела в связи с распространением на него названного исключения должно быть проверено антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Управления пояснил, что данное ходатайство не было рассмотрено в связи с приостановлением рассмотрения дела ввиду оспаривания его действий по возбуждению дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает соответствующим установленным по делу фактическим обстоятельствам и вышеприведённому правовому регулированию суждение судебных инстанций о том, что на момент издания оспариваемого приказа от 25.03.2020 N 017/01/10-5/2020 у антимонопольного органа имелись основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года по делу N А69-1532/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не принято во внимание, что в силу части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество не может быть признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке, следовательно, на него не распространяются запреты и ограничения, установленные статьей 10 названного Закона; в связи с чем им было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебных актов, поскольку распространение на ООО "СТ-ТБО" исключения, предусмотренного частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не было предметом проверки антимонопольного органа при возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства с учетом наличия у Управления информации о том, что доля Общества на рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Тыва за период с 01.08.2018 по 31.12.2018 составила 100 процентов, и наличия у него статуса регионального оператора - единственного лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО на территории Республики Тыва. Ходатайство ООО "СТ-ТБО" о прекращении дела в связи с распространением на него названного исключения должно быть проверено антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2021 г. N Ф02-439/21 по делу N А69-1532/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-439/2021
10.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-439/2021
30.12.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6971/20
19.11.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1532/20