город Иркутск |
|
24 марта 2021 г. |
Дело N А69-880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Николиной О.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края и Арбитражного суда Республики Тыва, представителей общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" - Нюхиной С.А. (доверенность от 18.05.2020, диплом о высшем юридическом образовании), а также Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва - Дадар-оол А.Б. (доверенность от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу N А69-880/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" (ОГРН 1172468025960, ИНН 2465164277, далее - ООО "СТ-ТБО", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 30.03.2020 N 74-од.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2020 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель полагает, что порядок лишения организации статуса регионального оператора, а также орган, уполномоченный осуществлять данные действия, нормативно не установлены.
Лишение статуса регионального оператора возможно только путем расторжения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Общество также ссылается на то, что акты о нарушении региональным оператором своих обязательств оформлены с нарушениями, поскольку составлены с участием лиц, не состоящих в непосредственных договорных правоотношениях с ООО "СТ-ТБО".
Министерство в возражениях на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представители общества и министерства в судебном заседании поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и возражений на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, министерством 29.05.2018 по результатам проведенного конкурса с ООО "СТ-ТБО" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
Приказом министерства от 01.06.2018 N 102-од обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
17.03.2020 общество уведомило министерство о приостановке оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла.
Министерством обществу направлено уведомление от 20.03.2020 о том, что приостановление деятельности регионального оператора является незаконным и о необходимости возобновления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла.
ООО "СТ-ТБО" направлены письма в адрес министерства от 30.03.2020, 29.04.2020 о невозможности возобновления деятельности из-за финансовых трудностей.
При этом согласно актам от 24.03.2020, 25.03.2020, оформленным потребителями услуг по вывозу твердых коммунальных услуг Пирогиновским С.В., Донгак Ч.А., Шириным С.Х., Грязевым Д.В., Ооржак А.Ч. (с приложением фотоматериалов), общество многократно в течение календарного года не выполнило обязательства регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по вывозу мусора из переполненных контейнеров.
Приказом министерства от 30.03.2020 N 74-од (далее - приказ от 30.03.2020) на основании пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правил обращения с ТКО), общество лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва по причине нарушения региональным оператором обязательств по договору обращения с твердыми коммунальными отходами.
Общество, полагая, что приказ от 30.03.2020 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о законности рассматриваемого приказа в силу наличия у министерства оснований и полномочий на вынесение данного ненормативного правового акта.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
Согласно пункту 5 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом "а" пункта 40 Правил обращения с ТКО установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор).
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29.05.2018, оформленным в соответствии с требованиями типового договора, общество, как региональный оператор, среди прочего обязалось обеспечить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов согласно направлениям транспортирования, определенными Территориальной схемой.
Как установлено судом апелляционной инстанции, сбор твердых коммунальных отходов с мест их размещения по адресам, указанных в представленных в материалы дела актах о нарушении региональным оператором обязательств, осуществляется обществом на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.10.2018 с потребителями услуг в лице ООО "Управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок "Центр".
Исходя из содержания раздела VI типового договора, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта (пункт 16 типового договора).
В случае, если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором (пункт 17 типового договора).
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 18 типового договора).
Акт должен содержать: сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки (пункт 19).
Согласно имеющимися в материалах дела извещениям о составлении актов с отметками об их получении обществом, непосредственно актами, составленными уполномоченными лицами, о нарушении региональным оператором обязательств по договору, и фотоматериалами, ООО "СТ-ТБО" не обеспечен сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, в результате чего контейнеры переполнены твердыми коммунальными отходами, вокруг которых образовалась свалка из отходов.
Поскольку акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору составлены надлежащим образом (в том числе подписаны физическими лицами - потребителями коммунальных услуг многоквартирных домов с привлечением не менее двух незаинтересованных лиц), суды обоснованно признали данные документы допустимыми доказательствами по делу.
При этом, то обстоятельство, что потребители коммунальных услуг - физические лица, не имели прямых договорных отношений с региональным оператором применительно к пункту 8(1) Правил обращения с ТКО не является основанием для признания указанных лиц неуполномоченными в рассматриваемых правоотношениях по фиксированию нарушений, допущенных ООО "СТ-ТБО".
На основании изложенного правового регулирования по результатам исследования имеющихся в деле доказательств суды пришли к обоснованному выводу, что на момент издания приказа от 30.03.2020 имелось установленное подпунктом "а" пункта 40 Правил обращения с ТКО основание для лишения ООО "СТ-ТБО" статуса регионального оператора.
При этом издание министерством приказа о присвоении статуса регионального оператора иному лицу, не преступившему к осуществлению указанной деятельности, не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "СТ-ТБО" (до утраты соответствующего статуса) нарушений принятых обязательств, выразившихся в необеспечении сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов.
Суд округа полагает, что поскольку присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва отнесено к компетенции министерства, то указанный орган, в отсутствие иного правового регулирования, является уполномоченным в сфере принятия решения о лишении статуса регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что поскольку лишение статуса регионального оператора является одним из оснований для расторжения соглашения от 29.05.2018, данное полномочие правомерно реализовано министерством в административной процедуре путем издания оспариваемого приказа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2021 года заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. По результатам рассмотрения кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 октября 2020 года по делу N А69-880/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист о взыскании указанной суммы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
О.А. Николина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.