город Иркутск |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А19-830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного автономного учреждения "Южное лесопожарное объединение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года по делу N А19-830/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное автономное учреждение "Южное лесопожарное объединение" (ОГРН 1023802649364, ИНН 3833001090; далее - ОГАУ "Южное лесопожарное объединение", учреждение, должник) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - отдел судебных приставов) о признании незаконным постановления от 16.01.2020 о возбуждении исполнительного производства N 5493/20/38021-ИП.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области (далее - управление), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области; Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности указанных судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, судебный пристав-исполнитель не имел законных оснований для возбуждения исполнительного производства на основании заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска, учитывая, что взыскателем по делу являлось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска. При этом истек трехлетний срок для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска представлен отзыв на кассационную жалобу учреждения, из которого следует о ее согласии с обжалуемыми судебными актами.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-768/2015 выдан исполнительный лист N ФС 005287068 от 28.05.2015 о взыскании с ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" в пользу Управления пенсионного фонда в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, включая пени, в размере 8 953 298 рублей 57 копеек.
Управление пенсионного фонда в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска обратилось в ПАО "Сбербанк" для исполнения требований указанного исполнительного листа.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах должника исполнительный лист N ФС 005287068 от 28.05.2015 21.11.2016 помещен в картотеку банка.
Поскольку взыскания по исполнительным документам переданы в налоговые органы, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска как администратор получателя денежный средств обратилась в ПАО Сбербанк с заявлением о возвращении исполнительного листа N ФС 005287068 от 28.05.2015.
ПАО "Сбербанк" 15.11.2019 возвратил исполнительный документ в налоговый орган; исполнительный документ находился на исполнении в ПАО "Сбербанк" с 21.11.2016 по 15.11.2019.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года по делу N А19-768/2015 о процессуальном правопреемстве произведена замена взыскателя с Управления Пенсионного Фонда Российской федерации в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на его правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска.
15.01.2020 указанный исполнительный лист поступил в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.01.2020 в отношении ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" возбуждено исполнительное производство N 5493/20/38021-ИП.
Полагая, что постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОГАУ "Южное лесопожарное объединение" не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции правильное по существу, вместе с тем оно подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении, арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Согласно положениям статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Согласно положениям статье 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Судами обоснованно учтено, что поскольку исполнительный лист N ФС 005287068 от 28.05.2015 находился на исполнении с 21.11.2016 по 15.11.2019, срок исполнения прерывался, то есть трехлетний срок для предъявления исполнительного документа к исполнению не истек.
Вопреки доводу кассационной жалобы о том, что судебный пристав-исполнитель не имел законных оснований для возбуждения исполнительного производства на основании заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска, учитывая, что взыскателем по делу являлось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска является администратором получателя денежных средств, а не взыскателем по исполнительному производству, взыскателем является пенсионный фонд.
Таким образом, материалами дела не подтверждается противоправное действие судебного пристава-исполнителя в рамках указанного исполнительного производства по возбуждению исполнительного производства.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Принимая во внимание то обстоятельство, что постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 года по делу N А19-830/2020 решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года по тому же делу отменено, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационных жалоб подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 16 декабря 2020 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 года по делу N А19-830/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Согласно положениям статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Согласно положениям статье 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
...
Принимая во внимание то обстоятельство, что постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2020 года по делу N А19-830/2020 решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2020 года по тому же делу отменено, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационных жалоб подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 16 декабря 2020 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств и принятое с соблюдением норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 мая 2021 г. N Ф02-978/21 по делу N А19-830/2020