город Иркутск |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А19-31/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области - Шатровой А.А. (доверенность от 15.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Усть-Илимская городская поликлиника N 1" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2020 года по делу N А19-31/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Усть-Илимская городская поликлиника N 1" (ОГРН: 1033800002917, ИНН: 3817021081, далее - ОГАУЗ "УИ ГП N 1", поликлиника) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - фонд, ТФОМС) о признании незаконным требования от 13.12.2019 N 02-415/19-13 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов поликлиники.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Поликлиника, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просить судебные акты в отменить и заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что соблюдение санитарно-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса является неотъемлемой составляющей частью медицинской помощи как комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Следовательно, в части медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС), финансовое обеспечение проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе оплата труда помощника врача-эпидемиолога в лечебном учреждении, должно осуществляться за счет средств ОМС и не может считаться нецелевым использованием средств ТФОМС.
Нарушение лицензионных требований и условий не является основанием для признания расходования средств фонда не по целевому назначению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
В судебном заседании представитель ТФОМС просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, на основании приказа директора Усть-Илимского филиала ТФОМС проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в ОГАУЗ "УИ ГП N 1" за период с 01.07.2018 до 01.10.2019.
По итогам проверки составлен акт от 05.12.2019 N 5, в котором, в том числе, установлено расходование средств ОМС в сумме 523 823 рублей 10 копеек не по целевому назначению - на оплату труда помощника эпидемиолога.
В связи с указанным, заявителю выдано требование от 13.12.2019 N 02-415/19-13 о возмещении в бюджет фонда суммы средств, использованных с нарушением их целевого назначения, в размере 523 823 рублей 10 копеек и уплате штрафа в размере 52 382 рублей 31 копейки.
Основанием для вывода о нецелевом использовании средств фонда послужили следующие установленные судами и подтвержденные материалами дела обстоятельства.
Приказом главного врача от 29.12.2017 N 196 утверждено штатное расписание поликлиники на 2018 год.
В связи с производственной необходимостью приказом главного врача медицинской организации от 01.08.2018 N 112а внесены изменения в штатное расписание. За счет средств ОМС с 01.08.2018 введена 1 ставка помощника врача-эпидемиолога.
Приказом главного врача медицинской организации от 29.12.2018 N 186 утверждено штатное расписание на 2019 год, в котором в общеполиклиническом медицинском персонале предусмотрена должность помощника врача-эпидемиолога за счет средств ОМС в размере 1 ставки.
В штатные расписания включены соответствующие единицы согласно номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н.
Деятельность помощника врача-эпидемиолога осуществлялась в здании поликлиники, которая находится по адресу г. Усть-Илимск, ул. Чайковского, дом 7.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по направлению "эпидемиология", в случае их организации и выполнения при оказании указанного вида медицинской помощи, в том числе при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.
В проверяемый период поликлиника осуществляла свою деятельность в сфере здравоохранения в соответствии с лицензией N ЛО-38-01-003056 от 06.03.2018, согласно которой у медицинской организации отсутствует разрешение на осуществление работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности "эпидемиология".
Следовательно, за счет средств ОМС неправомерно начислена и выплачена заработная плата помощнику врача-эпидемиолога, оказывающему первичную доврачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях при отсутствии лицензии на осуществление данного вида деятельности, в сумме 523 823 рубля 10 копеек (страховые взносы - 120 312 рублей 90 копеек), в том числе: за период с 01.07.2018 по 01.01.2019 - 227 294 рублей 16 копеек; за период с 01.01.2019 по 01.10.2019 - 296 528 рублей 94 копейки.
Не согласившись с выводами фонда о нецелевом расходовании денежных средств, поликлиника обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным требования от 13.12.2019 N 02-415/19-13.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований медицинской организации, исходя из того, что средства ОМС использованы не по целевому назначению, поскольку не могли быть направлены на осуществление рассматриваемой медицинской деятельности без оформления необходимой лицензии.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В рассматриваемый период действовали территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденные на 2018 год - постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2017 N 882-пп; на 2019 год - постановлением Правительства Иркутской области от 26.12.2018 N 965-пп. (далее - Программы на 2018 и 2019 годы), составными частями которых являются территориальные программы ОМС. Указанные территориальные программы сформированы с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Согласно разделам IV Программ на 2018 и на 2019 годы, направления расходования средств ОМС, формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Программы ОМС, уровень тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, порядок их индексации, а также другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области, определяются Тарифным соглашением.
В проверяемый период действовали: Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 25.12.2017 (далее - Тарифное соглашение на 2018 год) и Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 28.12.2018 (далее - Тарифное соглашение на 2019 год).
Главой 5 Раздела III Тарифных соглашений на 2018 и 2019 годы предусмотрено, что расходование средств ОМС на заработную плату осуществляется в пределах фонда оплаты труда в соответствии с утвержденным штатным расписанием персонала медицинской организации, участвующего в оказании медицинских услуг по Территориальной программе ОМС.
В штатное расписание по ОМС включаются должности согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной Минздравом России и в соответствии с видами работ (услуг), предусмотренными лицензией медицинской организации.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, и приложению к вышеуказанному положению, работы (услуги) по эпидемиологии являются медицинской деятельностью, для осуществления которой необходимо наличие лицензии.
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, помощник врача-эпидемиолога осуществляет контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих норм и правил санитарии, гигиенических нормативов медицинскими организациями в соответствии с действующим санитарным законодательством. Проводит под руководством и по заданию врача-эпидемиолога (врача-паразитолога) эпидемиологическое обследование очага инфекционного (паразитарного) заболевания. Осуществляет эпидемиологическое наблюдение за контактными лицами в инфекционных (паразитарных) очагах. Обеспечивает регистрацию, учет и статистическую обработку данных инфекционной и неинфекционной заболеваемости. Участвует в планировании мероприятий (работ) по проведению профилактических прививок и контролю за их выполнением. Проводит обследование объектов текущего санитарного надзора и эпидемиологических очагов с отбором проб для лабораторных исследований. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.09.1993 N 220 "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации" (приложение 12) определены обязанности помощника врача-эпидемиолога, в которые, в том числе, входят: контроль за выявлением и регистрацией внутрибольничных инфекций и представлением ежедневной информации из всех функциональных подразделений стационара; соблюдение санитарно-гигиенического и дезинфекционного режимов в лечебно-профилактических учреждениях, правил асептики и антисептики; контроль за условиями стерилизации, использованием, хранением и утилизацией медицинского инструментария и материалов, выполнением мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД, согласно действующим инструкциям и приказам; за условиями доставки и хранения иммунобиологических препаратов; за своевременным и качественным проведением профилактических прививок.
Из установленных судами обстоятельств следует, что поликлиника в рассматриваемом периоде не имела лицензии на осуществление медицинской деятельности по направлению "эпидемиология", в связи с чем затраты на оплату труда помощника врача-эпидемиолога, в том числе по уплате страховых взносов, не могли быть осуществлены за счет средств ОМС. Квалификация фондом спорных расходов как нецелевого использования средств ОМС является правильной.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
При обращении в суд округа с кассационной жалобой заявитель представило копию платежного поручения об уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, тогда как уплате по данной категории спора об обжаловании ненормативного правового акта (действий или бездействия государственного органа) юридическим лицом подлежала уплате пошлина в сумме 1 500 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей относятся на заявителя кассационной жалобы.
Поскольку заявителем кассационной жалобы не представлен оригинал документа об уплате пошлины, суд округа в силу положений пункта 3 статьи 333.18, пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет возможности решить вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1 500 рублей.
Изложенное выше не препятствует обращению в суд первой инстанции с ходатайством о возврате государственной пошлины с приложением оригинала платежного документа применительно к разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2020 года по делу N А19-31/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ТФОМС признал нецелевымы расходы поликлиники на зарплату эпидемиолога из средств ОМС и начисление взносов на эти выплаты, поскольку лицензии по эпидемиологии у поликлиники не было. Суды встали на сторону фонда, суд округа поддержал их решение.
Медорганизация утверждала, что соблюдение санитарно-эпидемиологического режима - неотъемлемая составляющая медпомощи, и поэтому труд эпидемиолога должен оплачиваться за счет ОМС. Суд не принял эти доводы, так как в территориальном тарифном соглашении указано, что выплачивать из средств ОМС зарплату можно только персоналу, участвующему в оказании медуслуг и включенному в штатное расписание. В последнем должности должны соответствовать видам работ/услуг, предусмотренным лицензией медорганизации.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2021 г. N Ф02-2019/21 по делу N А19-31/2020