город Иркутск |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А33-16087/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Гигант" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2020 года по делу N А33-16087/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация Свердловского района в городе Красноярске (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к товариществу собственников жилья "Гигант" (ИНН 2464011630, ОГРН 1022402304715, далее - ТСЖ "Гигант", товарищество) об обязании создать/организовать места сбора, накопления и вывоз твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома N 11 по ул. Свердловская в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2020 года (в редакции определения Арбитражного суда Красноярского края об исправлении опечатки от 30 октября 2020 года), оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года, требования удовлетворены.
ТСЖ "Гигант", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель полагает, что выводы судов ошибочны, поскольку жильцы спорного дома осуществляют вынос твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в место сбора ТКО, находящееся в г. Красноярске по адресу ул. 60 лет Октября, 85; между ТСЖ "Гигант" и региональным оператором заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Судами не учтено, что возможность размещения отдельной контейнерной площадки для жителей дома N 11 по ул. Сведловская с учетом санитарных норм отсутствует.
Заявитель также ссылается на оставленное администрацией без рассмотрения заявление товарищества о включении сведений в реестр мест накопления ТКО площадки, расположенной у д. 85 по ул. 60 лет Октября в г. Красноярске.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - том 1 л.д. 4, 5, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, протоколом от 29.03.2013 общим собранием членов ТСЖ "Гигант" принят Устав товарищества, из которого следует, что товарищество представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 11, в договорных отношениях с управляющей, ресурсоснабжающими, обслуживающими прочими организациями, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также в суде (пункт 1.9.), целью создания является, в том числе, обеспечение эксплуатации многоквартирного дома (пункт 3.1) и для достижения целей товарищество, помимо прочего, обеспечивает надлежащее техническое, противопожарное, экологическое и санитарное состояние общего имущества многоквартирного дома, а также земельного участка, на котором расположено здание и иные объекты недвижимости товарищества в пределах денежных средств, собранных с собственников за выполнение перечисленных работ (пункт 3.4).
Также Уставом предусмотрено, что ТСЖ "Гигант" может осуществлять управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как штатными сотрудниками правления Товарищества, так и штатными сотрудниками Товарищества (пункт 3.5).
14.04.2020 администрацией в адрес ТСЖ "Гигант" направлена претензия о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов N 686, согласно которой просит в срок до 01.05.2020 создать/организовать место сбора, накопления и вывоз ТКО жителей многоквартирного дома N 11 по ул. Свердловская.
Согласно акту о невыполнении условий претензии от 07.05.2020, места сбора, накопления и вывоз ТКО жителей указанного выше дома не организованы.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о соответствии законодательству требования администрации.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Судами верно применены положения частей 1, 2 статьи 138, частей 1, 1.1, 1.3, 2, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 21, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"; подпункт "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; пункт 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; пункты 3.7.1, 3.7.4-3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170; постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"; постановление администрации г. Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра"; распоряжение администрации г. Красноярска от 17.10.2017 N 297-р "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
На основании указанного выше правового регулирования суды пришли к правильному выводу о том, что при осуществлении управления многоквартирным домом, на товарищество возложено содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями, проведение работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В соответствии с пунктом 4.4 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, при отсутствии собственных контейнерных площадок и мусорных контейнеров накопление и вывоз образующихся отходов лицами, ответственными за благоустройство, осуществляется по договорам в мусорные контейнеры других владельцев контейнерных площадок при наличии у последних заключенных договоров на транспортирование отходов со специализированной организацией.
При этом пунктом 148 (26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
С учетом указанного выше правового регулирования, в отсутствие доказательств заключения товариществом договора с владельцем контейнерной площадки, расположенной по адресу г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 85, суд округа соглашается с выводом судов о том, что требование администрации о создании/организации ТСЖ "Гигант" места сбора, накопления и вывозе ТКО жителей дома N 11 по ул. Свердловская, является правомерным.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в приобщении к материалам дела экспертного заключения от 19.11.2020 N 566, поскольку в нарушение части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товарищество не обосновало невозможность представления дополнительного доказательства в суд первой инстанции, о чем указано в протокольном определении (т. 1 л.д. 127 - оборотная сторона).
Ссылка заявителя на оставленное администрацией без рассмотрения заявление товарищества о включении сведений в реестр мест накопления ТКО также подлежит отклонению, поскольку данный довод ранее ТСЖ "Гигант" в судах первой или апелляционной инстанции не заявляло, доказательств в обоснование этого довода не представляло, в связи с чем, указанные обстоятельства судами правомерно не исследовались.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и сделаны при правильном применении норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, на законность обжалуемых судебных актов не влияют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2020 года по делу N А33-16087/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 января 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.4 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378, при отсутствии собственных контейнерных площадок и мусорных контейнеров накопление и вывоз образующихся отходов лицами, ответственными за благоустройство, осуществляется по договорам в мусорные контейнеры других владельцев контейнерных площадок при наличии у последних заключенных договоров на транспортирование отходов со специализированной организацией.
При этом пунктом 148 (26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 мая 2021 г. N Ф02-1854/21 по делу N А33-16087/2020