город Иркутск |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А78-7148/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 ноября 2020 года по делу N А78-7148/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление) о признании недействительными решения от 29.07.2020 (изготовлено в полном объеме 03.08.2020) и предписания N 02-05-5221 от 03.08.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Шадрин Денис Эдуардович, акционерное общество "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - АО "Сбербанк-АСТ"), общество с ограниченной ответственностью "Агромелиоратор" (далее - ООО "Агромелиоратор").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, не соответствует действительности вывод Управления об отсутствии информации о том, кому из участников отказано в допуске на участие в торгах; информация на сайте в сети интернет по адресу: http://utp.sberbank-ast.ru/ размещена своевременно за N SBR012-2006120001 от 12.06.2020; номера извещений на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" и на сайте www.torgi.gov.ru размещаются под разными номерами; информацию за N SBR012-2006120001 от 12.06.2020, размещенную на торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ", невозможно найти на сайте www.torgi.gov.ru за тем же номером. Также в кассационной жалобе заявитель указывает, что имеются противоречия в выводах суда первой инстанции и антимонопольного органа о неправомерном невозврате задатка в указанный законодательством срок и необходимости приостановить любые действия относительно торгов до рассмотрения жалобы по существу; организатору торгов может быть вменено одно из двух оснований или возврат задатка или невозврат задатка, одновременно два противоположных основания не могут являться нарушением; по жалобе Шадрина Д.Э. вопрос о возврате задатка не ставился, в связи с чем указанное не может вменяться как нарушение; оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку задатки возвращены иным участникам торгов по лоту N 7, кроме победителя и заявителя жалобы; повторное рассмотрение заявок невозможно, так как отсутствуют первоначальные условия проведения торгов; невозврат задатка иным лицам, участвовавшим в торгах, являлось бы нарушением; ссылка судов на положения частей 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) неправомерна, поскольку торги не касались эксплуатации сетей или субъектов градостроительных отношений.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами МТУ Росимущества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Третьими лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании 18 мая 2021 года, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 часов 50 минут 20 мая 2021 года, о чем сделано публичное извещение.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041 (далее - Положение о порядке реализации имущества), МТУ Росимущества на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" официальном сайте в сети интернет http://utp.sberbank-ast.ru/ проведен открытый электронный аукцион по реализации имущества, обращенного в собственность государства (лот N 7 - трактор марки Т-40), о чем опубликовано извещение о проведении аукциона N SBR012-2006120001 от 12.06.2020.
Согласно извещению N SBR012-2006120001 от 12.06.2020 начальная цена продажи имущества 22 437 рублей 60 копеек, размер задатка 2 243 рубля 76 копеек; дата и время окончания приема заявок 16.07.2020; дата и время подведения итогов приема заявок - 17.07.2020; дата и время подведения итогов аукциона - 20.07.2020.
Информация о торгах также размещена на сайтах www.torgi.gov.ru (извещение N 120620/41355425/02), www.tu75.rosim.ru.
На участие по указанному лоту аукциона подано 7 заявок, из которых одна заявка Шадрина Д.Э. отклонена по причине представления не всех требуемых документов (протокол о признании претендентов участниками аукциона N 4 от 17.07.2020). Согласно протоколу заседания комиссии от 20.07.2020 победителем аукциона признано ООО "Агромелиоратор".
В Забайкальское УФАС России 20.07.2020 поступила жалоба Шадрина Д.Э на действия МТУ Росимущества при проведении открытого электронного аукциона, связанные с отказом в признании его участником аукциона.
По результатам рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом принято решение N 02-05-5220 от 03.08.2020, согласно которому МТУ Росимущества признано нарушившим абзацы 2 и 4 пункта 21, пункт 24 Положения о порядке реализации имущества.
Забайкальским УФАС России выдано МТУ Росимущества предписание N 02-05-5221 от 03.08.2020 об отмене протоколов N 4 от 17.07.2020, N 5 от 20.07.2020, протокола об итогах от 20.07.2020 в части лота N 7; назначении новой даты рассмотрения заявок по лоту N 7; рассмотрении заявки по лоту N 7 повторно; оператору электронной площадки предоставить техническую возможность для исполнения предписания.
МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных ненормативных актов антимонопольного органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности решения и предписания Управления и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи (часть 14 статьи 18.1 Закона).
Пунктом 9 Положения о порядке реализации имущества определено, что реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет свыше 10 тысяч рублей, осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме. Принять участие в реализации имущества могут российские и иностранные юридические и физические лица, а также лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 9(2)).
Требования к заявке установлены пунктом 11(1) Положения о порядке реализации имущества.
К заявке прилагаются документы, поименованные пунктом 11(2) указанного Положения. К заявке прилагается также информация о реквизитах счета претендента на участие в аукционе для перечисления суммы задатка в случае его возврата.
Указанные сведения направляются оператору электронной площадки в виде электронных документов, заверенных электронной подписью претендента либо лица, имеющего право действовать от имени претендента.
Согласно абзацу 2 пункта 21 Положения претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: - документы, представленные в соответствии с пунктом 11.2 настоящего Положения, не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; - заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; - не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении о проведении аукциона.
Как установлено судами, основанием для отклонения заявки Шадрина Д.Э на участие в электронном аукционе послужило представление не всех требуемых документов, а именно не приложена информация о реквизитах счета претендента на участие в аукционе для перечисления суммы задатка в случае его возврата.
Вместе с этим, судами также установлено, что формой заявки рекомендуемой к заполнению участнику торгов определена необходимость указывать банковские реквизиты, в связи с чем Шадриным Д.Э реквизиты счета указаны в заявке на участие в торгах.
Таким образом, суды правильно указали, что претендентом информация о реквизитах счета предоставлена и у организатора торгов фактически информация для перечисления задатка участнику торгов имелась, обоснованно признали отказ в допуске к участию в торгах в данном случае неправомерным.
Согласно пункту 21 Положения о порядке реализации имущества, претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления решения протоколом путем направления оператором электронной площадки соответствующего уведомления на адрес электронной почты претендента.
Также указанным пунктом Положения предусмотрено, что информация об отказе в допуске к участию в аукционе размещается на официальных сайтах в сети "Интернет" в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, Шадрину Д.Э, как претенденту не допущенному к участию в аукционе, 17.07.2020 направлено соответствующее уведомление.
В качестве нарушения МТУ Росимущества абзаца 4 пункта 21 Положения антимонопольным органом указано, что на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://utp.sberbank-ast.ru/ отсутствует информация о том, кому из участников отказано в допуске к участию в торгах; на официальном сайте сети "Интернет" www.torgi.gov.ru невозможно идентифицировать торги по номеру извещения: N SBR012-2006120001 от 12.06.2020 и не представлены доказательства размещения информации об отказе в допуске к участию в аукционе участников торгов.
Пунктом 9(1) Положения о порядке реализации имущества, предусмотрено, что продавец в целях организации аукциона в электронной форме привлекает юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, владеющее электронной площадкой и необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, а также обеспечивающее проведение таких аукционов (далее соответственно - электронная площадка, оператор электронной площадки).
Согласно подпункту "е" пункта 9(3) Положения продавец организует подготовку и размещение информационных сообщений о проведении аукциона, его итогах, а также о признании аукциона несостоявшимся на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте продавца в сети "Интернет" (далее - официальные сайты).
Таким образом, информационные сообщения о проведении аукциона, в том числе информация об отказе в допуске к участию в аукционе, подлежат также размещению на официальном сайте сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
Исходя из изложенного, суд округа считает правомерным вывод судов и антимонопольного органа о нарушении заявителем абзаца 4 пункта 21 Положения, поскольку отсутствуют доказательства размещения информации об отказе в допуске к участию в аукционе участников торгов на официальном сайте сети "Интернет" www.torgi.gov.ru.
Также суд округа соглашается с выводами судебных инстанций о законности оспариваемого предписания.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, в полномочия антимонопольного органа входит выдача, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства и доводы сторон, суды обоснованно пришли к выводу о том, что предписание от 03.08.2020, выданное по результатам принятого решения о признании жалобы частично обоснованной, с указанием на отмену протоколов о рассмотрении заявок участников и итогах аукциона, на назначение новой даты рассмотрения заявок и рассмотрение заявок по лоту N 7 повторно, соответствует положениям Закона о защите конкуренции и не нарушает прав и законных интересов заявителя, направлено на восстановление нарушенных прав подателя жалобы, - его права принять участие в торгах.
Довод МТУ Росимущества о неисполнимости предписания от 03.08.2020, поскольку 04.08.2020 был осуществлен возврат задатка участникам аукциона, не может быть учтен судом округа. Суд округа отмечает, что последующий возврат задатка после выдачи предписания не свидетельствует о незаконности такого предписания на момент его издания.
Иные доводы, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права в части выводов о законности оспариваемых решения о признании МТУ Росимущества нарушившим абзацы 2 и 4 пункта 21 Положения о порядке реализации имущества, и предписания.
В указанной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Вместе с тем в части признания оспариваемым решением МТУ Росимущества нарушившим пункт 24 Положения о порядке реализации имущества суд округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим мотивам.
Согласно пункту 24 Положения о порядке реализации имущества, лицам, перечислившим задаток для участия в аукционе, денежные средства возвращаются в следующем порядке: участникам аукциона, за исключением его победителя, - в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона; претендентам, не допущенным к участию в аукционе, - в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона.
Суд первой инстанции признал правомерным вывод антимонопольного органа о нарушении МТУ Росимущества пункта 24 Положения, поскольку задаток в установленный законодательством срок не возвращен.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о законности решения антимонопольного органа.
Судами не учтено, что в силу положений части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов по существу.
Из материалов дела следует и судами установлено, что жалоба в антимонопольный орган поступила 20.07.2020, уведомление, предусмотренное частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено организатору торгов 23.07.2020. Соответственно с указанной даты до рассмотрения жалобы по существу все действия по проведению указанных торгов подлежали приостановлению, и у МТУ Росимущества не было правовых оснований для возврата задатка как заявителю жалобы, конечный срок возврата которого наступал только 24.07.2020 (протокол от 17.07.2020), так и остальным участникам аукциона.
С учетом изложенного является неправомерным вывод судов и антимонопольного органа о нарушении МТУ Росимущества пункта 24 Положения о порядке реализации имущества, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое решение Забайкальского УФАС России в соответствующей части нельзя признать законным.
Таким образом, решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части подлежат отмене. Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в ходе судебного разбирательства по делу на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако судами неправильно применена часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных МТУ Росимущества требований в части признания недействительным решения антимонопольного органа о признании МТУ Росимущества нарушившим пункт 24 Положения о порядке реализации имущества.
Руководствуясь статьями 201, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 ноября 2020 года по делу N А78-7148/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 02-05-5220 от 03.08.2020 в части признания Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия нарушившим пункт 24 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041.
В данной части принять новое решение. Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 02-05-5220 от 03.08.2020 в части признания Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия нарушившим пункт 24 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041, как не соответствующее части 18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 ноября 2020 года по делу N А78-7148/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует и судами установлено, что жалоба в антимонопольный орган поступила 20.07.2020, уведомление, предусмотренное частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено организатору торгов 23.07.2020. Соответственно с указанной даты до рассмотрения жалобы по существу все действия по проведению указанных торгов подлежали приостановлению, и у МТУ Росимущества не было правовых оснований для возврата задатка как заявителю жалобы, конечный срок возврата которого наступал только 24.07.2020 (протокол от 17.07.2020), так и остальным участникам аукциона.
С учетом изложенного является неправомерным вывод судов и антимонопольного органа о нарушении МТУ Росимущества пункта 24 Положения о порядке реализации имущества, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое решение Забайкальского УФАС России в соответствующей части нельзя признать законным.
Таким образом, решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части подлежат отмене. Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в ходе судебного разбирательства по делу на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако судами неправильно применена часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных МТУ Росимущества требований в части признания недействительным решения антимонопольного органа о признании МТУ Росимущества нарушившим пункт 24 Положения о порядке реализации имущества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2021 г. N Ф02-2178/21 по делу N А78-7148/2020