город Иркутск |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А19-16042/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2021 года по делу N А19-16042/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Полиграфия и Дизайн" (ОГРН 1167232073205, ИНН 7203388279, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер ответственности к лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы, распространенной в октябре 2018 года на сайте http://at38.ru.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Такси Иркутска" (ОГРН 1163850068260, ИНН 3849058655, далее - ООО "Такси Иркутска"), Ассоциация таксистов Иркутской области (ОГРН 1153850019729, ИНН 3849053022, далее - ассоциация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно доводов кассационной жалобы, судами при рассмотрении настоящего дела не учтено, что в резолютивной части решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019 по заявлению общества об оспаривании решения управления об отказе в возбуждении дела о нарушении рекламного законодательства, на управление не была возложена обязанность возбудить дело о нарушении рекламного законодательства в обязательном порядке, а также не был установлен срок устранения допущенных нарушений; в рамках судебного разбирательства по указанному делу не рассматривался вопрос о том, есть ли в информации, изложенной в обращении общества и размещенной на сайтах http://таксииркутска.рф и http://at38.ru, нарушение рекламного законодательства по существу; установленные Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, (далее - Правила N 508) сроки рассмотрения дела о нарушении рекламного законодательства являются организационными, последствия их несоблюдения законодательством не установлены; при этом порядок рассмотрения ФАС России и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, КоАП РФ не регулируется, так же как и Правилами N 508 не регулируется производство по делам об административных правонарушениях; поскольку на момент принятия решения по делу о нарушении рекламного законодательства предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) срок давности привлечения ассоциации к административной ответственности за совершенные в октябре 2018 года противоправные деяния истек, выводы судов не соответствуют закону; правовая позиция управления подтверждается письмом ФАС России от 25.12.2018 N АК/106495/18 "О рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" и постановлением Управления ФАС России по Хабаровскому краю от 24.06.2019 N 16 по делу N 027/04/14.3-82/2019.
Общество в отзыве на кассационную жалобу полагало её не подлежащей удовлетворению.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество обратилось в управление с жалобой (вх. N 15983/18 от 07.11.2018) на недостоверную рекламу ООО "Такси Иркутска", распространяемую в сети "Интернет" на сайтах https://таксииркутска.рф и https://at38.ru, исходя из содержания которой потребителю предлагалось воспользоваться предоставляемыми ООО "Такси Иркутска" услугами по перевозке легковым такси.
В поданной жалобе общество просило антимонопольный орган признать названную рекламу ненадлежащей; выдать ООО "Такси Иркутска" и ассоциации предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе; привлечь ООО "Такси Иркутска" и ассоциацию к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы общества антимонопольный орган письмом N 75518/18 от 06.12.2018 отказал в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
Не согласившись с данным решением управления, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2019 года, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2019 года, оспариваемое обществом решение управления признано незаконным и отменено полностью, поскольку является немотивированным, неполным, преждевременным и не соответствует положениям статей 33, 35.1, 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), пункту 15 Правил N 508 и, следовательно, не содержит установленных законодательством оснований для отказа обществу в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку деятельность хозяйствующих субъектов лишает возможности эффективно пресечь распространение ненадлежащей рекламы в сфере осуществления перевозок на территории г. Иркутска, участником которого является общество; на управление возложена обязанность по устранению допущенные нарушения прав и законных интересов общества в соответствии с требованиями действующим законодательством.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019 антимонопольным органом 23.12.2019 возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, по результатам рассмотрения которого управлением принято решение N 038/752/20 от 30.04.2020, в соответствии с пунктом 1 которого реклама, размещенная ассоциацией в октябре 2018 года на сайте http://at38.ru, признана ненадлежащей; пунктом 2 решения постановлено предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства не выдавать в связи с тем, что названная реклама на сайте http://at38.ru не распространяется.
Не согласившись с бездействием антимонопольного органа в части непринятия мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к лицам, причастным к распространению в октябре 2018 года на сайте http://at38.ru ненадлежащей рекламы, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании действий (бездействия) может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности его совершения, наличия у органа надлежащих полномочий на совершение оспариваемого действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для его совершения, возлагается на орган, который совершил соответствующее действие (бездействие).
На основании положений статей 33, 36, 38 Закона N 38-ФЗ, Правил N 508, пунктов 1 и 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статьи 23.48 КоАП РФ, управление является уполномоченным органом по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принятию решений и выдаче предписаний при выявлении соответствующих нарушений, а также возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях при выявлении указанных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 38-ФЗ, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу части 4 статьи 38 указанного Закона нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пункта 15 Правил N 508 следует, что антимонопольный орган рассматривает заявление о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления; при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган определяет, относится ли данное дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
Согласно пункту 16 указанных Правил по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решения о возбуждении дела либо об отказе в возбуждении дела.
При наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела (пункт 20 Правил N 508).
Согласно пункту 27 указанных Правил, дело рассматривается антимонопольным органом в течение 1-го месяца со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.
На основании пункта 42 Правил N 508 резолютивная часть принятого решения о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе должна содержать, в том числе выводы о признании рекламы ненадлежащей, указание на положения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения дела, указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается, сведения об иных мерах, направленных на устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что при установленном факте распространения в октябре 2018 года на сайте http://at38.ru ненадлежащей рекламы антимонопольным органом не были приняты меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях к совершившим указанные действия лицам ввиду длительного рассмотрения по существу жалобы общества.
Руководствуясь вышеизложенным правовым регулированием, принимая во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2019 года по делу N А19-3892/2019, имеющее в силу статей 16 и 69 АПК РФ обязательный и преюдициальный характер, во исполнение которого антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и принято решение N 038/752/20 от 30.04.2020 о признании распространенной в октябре 2018 года на сайте http://at38.ru рекламы ненадлежащей, а рекламодателя и рекламораспространителя (ассоциации) - нарушившим требования пункта 7 статьи 7 Закона N 38-ФЗ, а также учитывая, что общество обратилось с жалобой в управление 07.11.2018, указанное решение Арбитражного суда Иркутской области вступило в законную силу уже 30.08.2019, тогда как дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждено антимонопольным органом только 23.12.2019, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что непринятие управлением своевременных мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности повлекло незаконное освобождение от административной ответственности лиц, причастных к распространению ненадлежащей рекламы, что свидетельствует о недостижении превентивных целей наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами, в связи с чем бездействие антимонопольного органа не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и, следовательно, о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Ссылка управления в кассационной жалобе на письмо ФАС России подлежит отклонению, поскольку соответствующее изложение правовой позиции разъясняет вопросы применения нормативных правовых актов, не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а соответствующие разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, не влияют на законность и обоснованность выводов судов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на полной и всесторонней оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 января 2021 года по делу N А19-16042/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 15 Правил N 508 следует, что антимонопольный орган рассматривает заявление о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления; при рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган определяет, относится ли данное дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
...
При наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела (пункт 20 Правил N 508).
...
На основании пункта 42 Правил N 508 резолютивная часть принятого решения о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе должна содержать, в том числе выводы о признании рекламы ненадлежащей, указание на положения законодательства Российской Федерации о рекламе, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения дела, указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения о выдаче предписания (предписаний) с указанием лица (лиц), которому оно выдается, сведения об иных мерах, направленных на устранение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2021 г. N Ф02-4182/21 по делу N А19-16042/2020