город Иркутск |
|
21 сентября 2021 г. |
Дело N А58-334/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Загвоздина В.Д.,
рассмотрев кассационную жалобу муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 29" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу N А58-334/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 29" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (ОГРН 1021401066026, ИНН 1435124444, далее - СОШ N 29, школа) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2020 N 1/15.14-2020/498 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Школа, не согласившись с решением и постановлением, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами неправильно применены положения статьей 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не дана надлежащая оценка доводу о том, что школа не является получателем субвенции и не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, СОШ N 29 полагает не основанным на нормах действующего законодательства вывод судов о невозможности отнесения заместителя директора образовательного учреждения к руководящему составу данной организации для целей выплаты ежемесячной 14% надбавки к заработной плате.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), с учетом положений статьи 288.2 Кодекса, без вызова сторон и проведения судебного заседания с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 53, 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке её рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 Кодекса, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит отказать в её удовлетворении, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 N 152 утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно пункту 2.4 Порядка субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка субвенции направляются на финансирование расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов, в том числе на расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и СОШ N 29 было заключено соглашение от 17.01.2019 N 73 о предоставлении субсидии, предметом которого являлось финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (на реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в Школе) за счет средств субвенции, полученной из республиканского бюджета.
В 2019 году школа получила субсидию за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 71 041 602 рубля 98 копеек, в том числе на оплату труда персонала - 68 322 796 рублей 37 копеек.
На основании приказа министерства от 19.06.2020 N 01-04/0892 "О назначении камеральной проверки в городском округе "город Якутск" за период 2018-2019 годы" административным органом в отношении органа местного самоуправления была проведена камеральная проверка использования средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций финансирование расходов муниципальных общеобразовательных организаций в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года" в городском округе "город Якутск".
На основании приказов министерства от 07.07.2020 N 01-04/0974 "О назначении встречных проверок в муниципальных учреждениях городского округа "город Якутск", от 10.07.2020 N 01-04/0999 "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2020 N 01-04/0974" в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016- 2022 годы и на плановый период до 2026 года" в городском округе "город Якутск" была проведена встречная проверка школы по вопросам исполнения ею соглашения от 17.01.2019 N 73.
По результатам встречной проверки составлен акт от 14.08.2020 о нецелевом использовании школой бюджетных средств на сумму 316 996 рублей 86 копеек.
Проверкой было установлено, что за счет средств предоставленной субсидии, школой в 2019 году, были произведены расходы на выплату ежемесячных стимулирующих выплат шести заместителям руководителя в размере 14%.
Данные выплаты были установлены в условиях заключенных с ними трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним.
При этом, из содержания пункта 5.4 договоров и пункта 9 дополнительных соглашений к ним следует, что ежемесячная стимулирующая надбавка в размере 14% устанавливается на основании решения Окружного Совета г. Якутска от 03.06.2008 N РОС-6-5, в редакции решения от 06.05.2008 N РОС-5-1. Вместе с тем, нормативным правовым актом Якутской городской думы от 23.10.2015 N 264-НПА пункт 3 решения Окружного Совета г. Якутска от 03.06.2008 N РОС-6-5 был признан утратившим силу с 01.01.20216. Таким образом, на момент заключения трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним (2018 год) у СОШ N 29 отсутствовали правовые основания для установления и выплаты указанной ежемесячной стимулирующей надбавки.
Следовательно, школой денежные средства, полученные из бюджета на основании соглашения от 17.01.2019 N 73, частично направлены на цели, не связанные с оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием, что выразилось в направлении указанных средств на выплату ежемесячных стимулирующих надбавок, не предусмотренных системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования г. Якутска и не входящих в состав нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования.
На основании доказательств, полученных в ходе встречной проверки СОШ N 29 и нарушения, зафиксированного в акте от 14.08.2020, в отношении школы 07.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.
14.12.2020 министерством вынесено постановление N 1/15.14-2020/498, которым школа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 850 рублей.
СОШ N 29, посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Признавая постановление административного органа законным, суды двух инстанции на основании положений статьи 6, пункта 1 статьи 78.1, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" пришли к выводу, что в отношении расходования средств субсидии на выполнение государственного задания, предоставленной органом местного самоуправления за счет средств субвенции из государственного бюджета, школа является субъектом административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ.
Суды пришли к выводу, что привлечение СОШ N 29 к административной ответственности является законным, состав вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 226 и частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства судебных актов, рассмотренных в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, так и государственные (муниципальные) учреждения.
Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законные методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля определены статьей 276.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к ним отнесены проверки, ревизии, обследования.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 276.1 указанного Кодекса).
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверками проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3 статьи 276.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных норм следует, предметом встречной проверки не может являться внутренняя финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка, то есть данное лицо в рассматриваемых правоотношениях не выступает в качестве объекта контроля.
Из установленных судами двух инстанций обстоятельств следует, что встречная проверка СОШ N 29 назначена в рамках выездной проверки муниципального образования, однако в нарушение пункта 3 статьи 276.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ее предметом обозначена деятельность школы, не являющейся объектом контроля в рамках назначенной выездной или камеральной проверки (т.1 л.д.93-94).
Следовательно, министерством в отношении школы в рамках встречной проверки осуществлен сбор доказательств нецелевого использования бюджетных средств с превышением полномочий административного органа.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении школы и привлечения указанного лица к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание постановления от 14.12.2020 N 1/15.14-2020/498 по делу об административном правонарушении.
Следовательно, выводы судов о законности указанного постановления основаны на доказательствах, полученных административным органом с нарушением бюджетного законодательства. Недоказанность состава административного правонарушения влечет признание арбитражным судом постановления о назначении административного наказания незаконным.
Допущенное судами при рассмотрении дела нарушение норм материального права является существенным, повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере экономической деятельности СОШ N 29.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что принятые по делу решение и постановление подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных школой требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 года по делу N А58-334/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2021 года по тому же делу отменить, принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14.12.2020 N 1/15.14-2020/498 о привлечении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 29" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15 850 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении школы и привлечения указанного лица к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание постановления от 14.12.2020 N 1/15.14-2020/498 по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2021 г. N Ф02-4237/21 по делу N А58-334/2021