город Иркутск |
|
20 октября 2021 г. |
N А19-5281/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2021 года по делу N А19-5281/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование Ангарский городской округ в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа (ОГРН 1153850023249, ИНН 3801131931, г. Ангарск, далее - Комитет) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск, далее - Министерство финансов) о взыскании за счет казны Иркутской области 1 608 000 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области); надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов; предоставление гражданину жилого помещения с превышением нормы предоставления является необоснованным.
Отзывы на жалобу не поступили.
Стороны и третьи лица уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Луконина Любовь Вячеславовна является инвалидом и страдает заболеванием, подпадающим под перечень заболеваний, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 378).
Распоряжением Комитета от 29.12.2017 N 3182 Луконина Л.В. на основании ее заявления и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании распоряжения Комитета от 10.10.2019 N 2208 Лукониной Л.В. по договору социального найма от 21.10.2019 N 69 предоставлено жилое помещение общей площадью 34,3 кв.м., стоимостью 1 608 000 рублей (отчет об оценке N 1-356/15).
Полагая, что расходы в размере 1 608 000 рублей, связанные с приобретением квартиры для Лукониной Л.В., подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)).
Факт несения истцом убытков и их размер подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска за счет субъекта Российской Федерации (Иркутской области).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков за счет Иркутской области в лице Министерства финансов подлежит отклонению. В рассматриваемом случае Министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования (ответчика по делу).
Возражения подателя кассационной жалобы относительно превышения норматива предоставления жилого помещения рассмотрены судами и им ими отклонены с учетом установленных по делу обстоятельств (в муниципальном фонде на момент предоставления спорного жилого помещения отсутствовали иные свободные от прав третьих лиц изолированные жилые помещения; превышение нормы предоставления, установленной постановлением администрации Ангарского городского округа от 14.10.2016 N 2272-па, с учетом части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации является незначительным (0,3 кв.м); Комитет действовал в условиях недопустимости нарушения прав и законных интересов инвалида; доказательства возможности предоставления истцом иного помещения меньшей площади ответчик не представил).
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Неправильного применения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2021 года по делу N А19-5281/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)).
...
Возражения подателя кассационной жалобы относительно превышения норматива предоставления жилого помещения рассмотрены судами и им ими отклонены с учетом установленных по делу обстоятельств (в муниципальном фонде на момент предоставления спорного жилого помещения отсутствовали иные свободные от прав третьих лиц изолированные жилые помещения; превышение нормы предоставления, установленной постановлением администрации Ангарского городского округа от 14.10.2016 N 2272-па, с учетом части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации является незначительным (0,3 кв.м); Комитет действовал в условиях недопустимости нарушения прав и законных интересов инвалида; доказательства возможности предоставления истцом иного помещения меньшей площади ответчик не представил)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 октября 2021 г. N Ф02-5407/21 по делу N А19-5281/2021