город Иркутск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А19-18554/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области - Фефеловой Н.Д. (доверенность от 18.08.2021, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-18554/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ката" (ОГРН 1023802005820, ИНН 3817002498, далее - АО "Ката", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее также - Министерство) о признании незаконным распоряжения N 91-1537-мр от 30.06.2020 "Об утверждении расчета арендной платы".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2021 года, заявленное требование удовлетворено, распоряжение Министерства признано незаконным.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование кассационной жалобы Министерство ссылается на то, что оспариваемым по настоящему делу распоряжением не вносятся изменения в договор аренды, а устанавливается размер арендной платы по минимальным ставкам, существовавший до заключения сторонами дополнительного соглашения от 29.12.2010, которое согласно предписанию Федерального агентства лесного хозяйства России (далее - Рослесхоз) заключено в нарушение установленного законом порядка и, как следствие, является ничтожным; ввиду наличия полномочий администратора доходов федерального бюджета Министерство уполномочено на произведение расчетов арендной платы за лесные участки; незаконность распоряжения Министерства не доказана.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Ката" выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), общество явку в судебное заседание не обеспечило, представителя не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.11.2008 в порядке приведения ранее заключенных договоров в соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) между АО "Ката и Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству заключен договор аренды лесного участка N 91-22-17/8 со сроком действия до 27.01.2046.
Разделом II указанного договора установлен размер арендной платы в размере 4 749 200 рублей, который подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчет производится арендодателем без акцепта арендатора, заключение дополнительного соглашения не требуется.
Дополнительным соглашением от 29.12.2010 к договору аренды N 91-22-17/8 от 27.11.2008 права арендодателя перешли к агентству лесного хозяйства Иркутской области; установлен размер арендной платы. К дополнительному соглашению прилагается расчет размера арендной платы, произведенный на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), и повышающих коэффициентов, установленных Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Размер арендной платы без учета повышающего коэффициента составляет 1 912 021,4 рублей, с применением коэффициента (1,3) - 2 485 628 рублей.
Согласно уведомлению N 0011-00152 от 13.12.2017 общество извещено об изменении арендной платы по договору с 01.01.2018 с применением коэффициента 2,17. Согласно уведомлению N 0011-000402 от 17.12.2018 общество извещено об изменении арендной платы по договору с 01.01.2019 с применением коэффициента 2,38.
По результатам проведенной плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Иркутской области Рослесхозом вынесено предписание N 25/2019 от 28.11.2019, согласно пункту 14 которого было предписано устранить нарушения, допущенные при заключении дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, предоставленных в целях заготовки древесины, заключенных по результатам аукциона (торгов), по которым в нарушение установленных требований изменены объем заготовки древесины и размер арендной платы.
В связи с указанным предписанием Министерством было издано распоряжение N 91-1537-мр от 30.06.2020, согласно которому утвержден расчет арендной платы по договору N 91-22-1 7/8 от 27.11.2008 за 2018-2019 годы, где размер арендной платы по минимальным ставкам составляет 2 064 608,70 рублей без учета коэффициентов индексации (2018 год - 2,17; 2019 год - 2,38).
В адрес общества направлено уведомление N 17 от 16.07.2020, в соответствии с которым Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству на основании распоряжения Министерства N 91-1537-мр от 30.06.2020 произвело перерасчет арендной платы за 2018 и 2019 год и указало на необходимость доплаты сумм в размере 331 114,44 рублей за 2018 год и 363 157,78 рублей за 2019 год.
Считая вынесенное Министерством распоряжение незаконным, АО "Ката" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что распоряжением был установлен размер арендной платы, не предусмотренный договором аренды, указав также, что осуществление расчетов арендной платы отнесено к функциям Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду на основании соответствующего договора аренды. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 указанной статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка установлены Постановлением N 310. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 к данным ставкам в 2018, 2019 и 2020 годах применяются коэффициенты.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 указанной статьи).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3).
Как установлено судами, в рассматриваемом случае на основании договора аренды N 91-22-17/8 от 27.11.2008 и дополнительного соглашения к нему от 29.12.2010 арендодателю было предоставлено право одностороннего изменения размера арендной платы относительно применения годовых коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Из представленных в материалы дела договора аренды и дополнительного соглашения к нему следует, что полномочия арендодателя на одностороннее изменение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, применяемых в договоре аренды при расчете минимального размера арендной платы, не установлены.
Таким образом, судами верно определена неправомерность действий Министерства, так как, устанавливая распоряжением N 91-1537-мр от 30.06.2020 расчет минимального размера арендной платы, отличный от установленного дополнительным соглашением от 29.12.2010, Министерство в отсутствие соответствующих полномочий в одностороннем порядке изменило минимальный размер арендной платы.
Также следует отметить, что предписание надзорного органа не может являться основанием для внесения изменений в рассматриваемый договор аренды.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что сделка, оформленная дополнительным соглашением от 29.12.2010, ничтожна и Министерством был установлен расчет по основному договору, судом округа не принимается, поскольку в отсутствие признания арендатора об указанном, Министерством как стороной сделки не был соблюден установленный законом порядок применения последствий недействительной сделки.
Как верно указано судами, ссылка Министерства на пункт 11 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп, несостоятельна, поскольку издание приказов и распоряжений (ненормативных правовых актов) имеет место при реализации Министерством административных функций, тогда как правоотношения непосредственно между АО "Ката" и Министерством в рамках заключенного договора аренды лесного участка являются гражданско-правовыми отношениями.
Таким образом, руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верным выводам о незаконности оспариваемого распоряжения, нарушении прав и законных интересов общества.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы кассационной жалобы проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2021 года по делу N А19-18554/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду на основании соответствующего договора аренды. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
...
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка установлены Постановлением N 310. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 к данным ставкам в 2018, 2019 и 2020 годах применяются коэффициенты.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 г. N Ф02-6136/21 по делу N А19-18554/2020