город Иркутск |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А19-2478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Яцкевич Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года по делу N А19-2478/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Восток" (ОГРН 1063801003617, ИНН 3801079671, адрес юридического лица: г. Братск Иркутской области, далее также - ООО "Транснефть-Восток", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, г. Иркутск, далее также - министерство, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне внесенной арендной платы по договорам аренды лесного участка от 31.12.2014 N 91-750/14//ВСМН-968/01-09-15 и от 17.08.2015 N 91-171/15//ТНВ-2242/01-09-15 за период с 01.11.2019 по 06.05.2020 в сумме 476 176 рублей 47 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2020 по 21.12.2020 в сумме 16 002 рубля 69 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2021 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе министерство сослалось на неправильное применение судами норм материального права (пункта 9 примечания к таблице 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности") и, как следствие, на ошибочность их выводов о наличии на его стороне неосновательного обогащения. В частности, министерство со ссылкой на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства от 19.04.2018 указало на необоснованное отклонение судами его доводов о возможности применения поправочного коэффициента 0,1, установленного пунктом 9 примечания к таблице 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, только с момента представления ему истцом акта о вводе линейного объекта в эксплуатацию, то есть с 20.02.2020. По мнению министерства, оснований для применения поправочного коэффициента до указанной даты не имелось.
Истец в представленном отзыве указал на несостоятельность доводов министерства, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебное заседание стороны своих представителей не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 29 сентября 2021 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта - автомобильной дороги (подъездной дороги к НПС N 5) и заготовки древесины для возможности реализации указанной выше цели агентство лесного хозяйства Иркутской области (правопредшественник министерства, арендодатель) и ООО "Транснефть-Восток" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 31.12.2014 N 91-750/14//ВСМН-968/01-09-15, согласно которому арендатору был передан в аренду на срок до 31.12.2019 лесной участок общей площадью 74,86 га из состава земель лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Илимская дача, квартал N 142 (выделы N 4 ч, N 6 ч, N 7 ч, N 8 ч, N 10 ч, N 12 ч, N 15 ч, N 16 ч, N 21 ч), Мукская дача, кварталы N 37 (выдел N 52 ч), N 38 (выделы N 39 ч, N 47 ч, N 53 ч, N 54 ч, N 55 ч, N 57 ч, N 58 ч), N 39 (выделы N 37 ч, N 39 ч, N 43 ч, N 44 ч), N 40 (выделы N 42 ч, N 49 ч, N 53 ч, N 54 ч, N 62 ч), N 47 (выделы N 3 ч, N 4 ч, N 5 ч, N 8 ч, N 13 ч, N 15 ч, N 16 ч, N 17 ч, N 19 ч), N 52 (выделы N 1 ч, N 2 ч, N 3 ч, N 4 ч), N 53 (выдел N 1 ч), N 59 (выдел N 1 ч), Технический участок N 9 (совхоз "Коршуновский"), кварталы N 13 (выделы N 10 ч, N 11 ч), N 15 (выделы N 7 ч, N 8 ч), N 17 (выделы N 5 ч, N 6 ч, N 13 ч), N 18 (выделы N 1 ч, N 5 ч, N 6 ч, N 7 ч, N 9 ч) (эксплуатационные, защитные леса), а также договор аренды лесного участка от 17.08.2015 N 91-171/15//ТНВ-2242/01-09-15, согласно которому арендатору был передан в аренду на срок до 31.12.2019 лесной участок с кадастровым номером 38:12:051303:327 общей площадью 7,38 га, имеющий местоположение: Иркутская область. Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Железногорское участковое лесничество, Мукская дача, кварталы N 40 (выделы N 40 ч, N 42 ч, N 49 ч, N 62 ч), N 53 (выделы N 1 ч, N 11 ч).
В разделе 4 договоров и в приложениях N 1 и N 1.1 к ним стороны согласовали размер и условия внесения арендной платы. В частности, в пунктах 4.1 и 4.6 договоров стороны установили, что арендная плата определяется на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", при этом размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
По окончании строительства согласно акту приемки от 01.11.2019 N 29-209/14 объект, для строительства которого предоставлены лесные участки, был принят в эксплуатацию.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15.06.2016 переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
Общество "Транснефть-Восток", ссылаясь на то, что после ввода построенного линейного объекта в эксплуатацию при расчете арендной платы по договорам аренды от 31.12.2014 N 91-750/14//ВСМН-968/01-09-15 и от 17.08.2015 N 91-171/15//ТНВ-2242/01-09-15 подлежит применению понижающий коэффициент 0,1, установленный пунктом 9 примечания к таблице N 16 постановления от 22.05.2007 N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109, вследствие чего им излишне внесена арендная плата за период с 01.11.2019 по 06.05.2020 в сумме 476 176 рублей 47 копеек, после реализации претензионного порядка урегулирования спора (требование от 10.06.2020 N ТНВ-01-07-07/19570) обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с министерства неосновательного обогащения в соответствующей сумме и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 395, 424, 614, 622, 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 21, 25, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", пункте 38 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" и пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", и исходил из обоснованности требований истца и наличия оснований для взыскания с ответчика неосновательного обогащения в виде излишне внесенной арендной платы по договору и процентов за пользование чужими денежными средствами.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 2 этой статьи).
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 этой статьи).
Исходя из указанных норм, суды сделали правильный вывод о том, что размер арендной платы по спорным договорам аренды лесных участков относится к категории регулируемых цен. При этом суды обоснованно указали, что размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее также - постановление N 310).
Согласно примечанию 9 к таблице 16 постановления N 310 (Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов) к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Как указано выше, строительство объекта "Расширение трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" на участке ГНПС "Тайшет" - НПС "Сковородино" до 80 млн. тонн в год", 3 очередь строительства. НПС N 5" завершено, в материалы дела представлен акт приемки законченного строительством объекта от 01.11.2019 N 29-209/14. С указанной даты объект введен в эксплуатацию.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (в частности, акт приемки от 01.11.2019 N 29-209/14), а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд признали установленным и доказанным то обстоятельство, что предоставленные по договорам аренды от 31.12.2014 N 91-750/14//ВСМН-968/01-09-15 и от 17.08.2015 N 91-171/15//ТНВ-2242/01-09-15 лесные участки с 01.11.2019 используются обществом "Транснефть-Восток" для эксплуатации линейного объекта. Установив указанные обстоятельства и правильно применив названные выше нормы материального права, суды правомерно пришли к выводу о том, что с указанной даты при расчете арендной платы за пользование лесными участками должен применяться поправочный коэффициент 0,1, предусмотренный примечанием 9 к таблице 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. При этом суды установили, что после истечения срока действия договоров аренды (после 31.12.2019), общество продолжило пользоваться лесными участками и вносить за такое пользование арендную плату без учета вышеуказанного поправочного коэффициента.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о наличии со стороны общества переплаты, которая является для министерства неосновательным обогащением (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчетам истца, подлежащая взысканию с ответчика сумма неосновательного обогащения за период с 01.11.2019 по 06.05.2020 составила 476 176 рублей 47 копеек, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2020 (с даты получения министерством от истца письма с приложением акта приемки законченного строительством объекта от 01.11.2019 N 29-209/14) по 21.12.2020 - 16 002 рубля 69 копеек.
Указанные расчеты судами проверены и признаны правильными.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы министерства о возможности применения понижающего коэффициента 0,1 только с момента представления ему акта о вводе линейного объекта в эксплуатацию (в данном случае - 20.02.2020) со ссылкой на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства от 19.04.2018 являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены, поскольку указанные разъяснения не являются нормативно-правовым актом, обязательным к применению в правоотношениях сторон, при этом применение поправочного коэффициента обусловлено самим фактом начала эксплуатации линейного объекта. Иной подход приведет к необоснованному завышению размера арендной платы без учета фактического использования лесного участка.
Доводы, изложенные министерством в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании им норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2021 года по делу N А19-2478/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (в частности, акт приемки от 01.11.2019 N 29-209/14), а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд признали установленным и доказанным то обстоятельство, что предоставленные по договорам аренды от 31.12.2014 N 91-750/14//ВСМН-968/01-09-15 и от 17.08.2015 N 91-171/15//ТНВ-2242/01-09-15 лесные участки с 01.11.2019 используются обществом "Транснефть-Восток" для эксплуатации линейного объекта. Установив указанные обстоятельства и правильно применив названные выше нормы материального права, суды правомерно пришли к выводу о том, что с указанной даты при расчете арендной платы за пользование лесными участками должен применяться поправочный коэффициент 0,1, предусмотренный примечанием 9 к таблице 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. При этом суды установили, что после истечения срока действия договоров аренды (после 31.12.2019), общество продолжило пользоваться лесными участками и вносить за такое пользование арендную плату без учета вышеуказанного поправочного коэффициента.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о наличии со стороны общества переплаты, которая является для министерства неосновательным обогащением (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 г. N Ф02-5928/21 по делу N А19-2478/2021