город Иркутск |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А58-741/2021 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Ананьина Г.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2021 года по делу N А58-741/2021 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) "Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова" (ОГРН 1021401071317, ИНН 1435067637, далее - ГБПОУ РС (Я) "Якутский музыкальный колледж (училище)", учреждение) о взыскании 262 731 рубля 98 копеек ущерба, причиненного бюджету Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2021 года иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Министерства.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерство ставит вопрос о проверке законности судебного акта суда апелляционной инстанции, указывает на то, что на момент подачи иска сроки давности по нему не истекли и у Министерства были основания для взыскания суммы ущерба.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 27 сентября по 13 октября 2017 года Министерством финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка деятельности ГБПОУ РС (Я) "Якутский музыкальный колледж (училище)" на предмет полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, целевого и эффективного использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и иные цели, за период 2015-2016 годы.
В ходе проверки установлены нарушения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на сумму 5 762 063 рубля 84 копейки, в том числе:
- неэффективное использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму 193 839 рублей 88 копеек (своевременно не взыскана просроченная дебиторская задолженность);
- в нарушение пунктов 2 и 8 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 187-З N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" работникам, которые лично не выезжали в отпуск, произведена компенсация расходов стоимости проезда детей, работнику произведена компенсации расходов к нескольким местам отдыха. Вследствие этого учреждением допущена переплата компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на сумму 98 892 рублей 10 копеек.
По результатам проверки в адрес директора учреждения направлено предписание N 16-1-19/1855 от 06.12.2017, в соответствии с пунктами 6, 9 которого ГБПОУ РС (Я) "Якутский музыкальный колледж (училище)" надлежит:
- в срок до 05 февраля 2018 года провести претензионно-исковую работу по взысканию просроченной дебиторской задолженности с работников в сумме 193 839 рублей 88 копеек. По мере взыскания указанных сумм восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 6);
- в срок до 05 февраля 2018 года взыскать с работников переплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на сумму 98 892 рублей 10 копеек и перечислить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 9).
Учреждением во исполнение пункта 9 предписания платежным поручением N 756 от 14.12.2018 в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) перечислено 30 000 рублей.
Письмами N 17/16-1-33/25-1942 от 19.11.2020 и N 17/16-1-33/25-205 от 02.02.2021 Министерством учреждению было сообщено о неисполнении последним обязанности по восстановлению средств бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму в размере 262 731 рублей 98 копеек, предложено в срок до 19.12.2020 и 04.02.2021 соответственно исполнить требования предписания.
Неисполнение ГБПОУ РС (Я) "Якутский музыкальный колледж (училище)" указанной в пунктах 6, 9 предписания N 16-1-19/1855 от 06.12.2017 обязанности по перечислению денежных средств в бюджет Республики Саха (Якутия) явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия) на указанную выше сумму.
Удовлетворяя требования Министерства в полном объеме, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для взыскания денежных средств, соблюдении Министерством сроков для подачи иска.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, принимая по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Министерства, руководствовался тем, что, предъявляя требования о взыскании денежных средств в пользу бюджета Республики Саха (Якутия), Министерство должно доказать взыскание учреждением данных средств с должников; взыскание указанных сумм за счет денежных средств работников неправомерно; Министерством пропущен срок исковой давности, так как он начинает течь с момента, когда Министерство узнало о нарушении - с момента окончания проверки.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 З N 382-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 187-З N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных органах Республики Саха (Якутия), Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), государственных учреждениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я) 187-З N 381-III).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона РС(Я) 187-З N 381-III (в редакции, действующей на момент проверяемых действий) лица, работающие в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и проживающие на территории Республики Саха (Якутия) (далее в настоящей статье - работники организаций), имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда один раз в два года к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (далее в настоящей статье - компенсация расходов). Право на компенсацию расходов возникает у работника организации одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Организации, финансируемые из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска (часть 2).
В случае если работник организации проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов (часть 8).
Для окончательного расчета работник организации обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника и членов его семьи (часть 12).
Работник организации обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно (часть 13).
В соответствии с частью 14 статьи 2 и статьей 5 Закона РС(Я) 187-З N 381-III указанные выплаты являются целевыми, источником их финансирования является государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В статье 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно статье 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-3 N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", пункту 8, подпункту "е" пункта 9 Порядка осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557, Министерство уполномочено обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Республике Саха (Якутия).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается факт нарушения учреждением бюджетного законодательства на сумму в размере 292 731 рубля 98 копеек.
В пунктах 6, 9 предписания N 16-1-19/1855 от 06.12.2017 учреждению предъявлено требование о проведении мероприятий по взысканию средств на указанную сумму и их восстановлении путем перечисления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Данное требование о возмещении ущерба учреждением исполнено не было.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно установлено наличие у Министерства оснований для предъявления иска о возмещении ущерба, причиненного бюджету Республики Саха (Якутия).
Вывод апелляционного суда о необходимости доказывания проведения мероприятий по взысканию с работников средств неправомерен, так как данное обстоятельство не является определяющим в вопросе возмещения ущерба.
Кроме того, вопреки выводу суда апелляционной инстанции согласно акту проверки дебиторская задолженность работников учреждения была сформирована из средств субсидии, доведенная не как заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные в качестве средства к существованию.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о необходимости исчисления срока исковой давности со дня, когда Министерство узнало о нарушении бюджетного законодательства, то есть с момента составления акта проверки 13.10.2017.
Между тем, апелляционным судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры.
Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается (пункт 4 указанной статьи).
Принимая во внимание также ранее указанные положения бюджетного законодательства, предписывающие процедуру выявления уполномоченным органом правонарушения и выдачи соответствующего ненормативного правового акта, предписывающего совершение действий по возмещению причиненного ущерба, неисполнение которого является основанием для обращения в суд с этим же требованием, судом первой инстанции верно указано на то, что течение срока давности для такого обращения в арбитражный суд начинается после истечения срока для добровольного исполнения предписания (и начала нарушения прав истца на возвращение в бюджет субъекта Российской Федерации средств субсидии, расходованных или предоставленных с нарушением бюджетного законодательства).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении Министерством сроков давности для подачи иска.
Учитывая вышеизложенное, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2021 года принято с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2021 года подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2021 года по делу N А58-741/2021 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2021 года по настоящему делу оставить в силе.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф02-5888/21 по делу N А58-741/2021