город Иркутск |
|
08 декабря 2021 г. |
Дело N А33-34866/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ачинского района на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2021 года по делу N А33-34866/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Красноярск" (ИНН 2466098940, ОГРН 1022402647233, далее - ООО "Газпромнефть-Красноярск", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Администрации Ачинского района (далее - администрация) о признании незаконным решения от 02.10.2020 N 08-2974/1 об отказе в удовлетворении заявления от 03.09.2020 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54, пл. 5000 кв. м, с целью использования: для размещения АЗС N 234, сроком на 5 лет, без проведения торгов; обязании выдать способом, указанным в заявлении ООО "Газпромнефть-Красноярск" от 03.09.2020, подписанные администрацией проекты договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54, пл. 5000 кв. м, с целью использования: для размещения АЗС N 234, сроком на 5 лет, для подписания обществом.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2021 года, требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на правомерность отказа в заключении договора аренды спорного земельного участка; отмечает, что часть земельного участка находится на землях неразграниченной муниципальной собственности, землях сельскохозяйственного назначения. Поскольку объект недвижимости занимает два участка, требовать заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:54 необоснованно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещено в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет", однако представителей не направили.
ООО "Газпромнефть-Красноярск" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.06.2020 утвержден градостроительный план N RU245020000-005 земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54, площадью 5 000 кв. м, по адресу: Россия, Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14. В границах земельного участка расположен объект капитального строительства - автозаправочная станция.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 03.09.2020 с просьбой предоставить без проведения торгов на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:54, площадью 5 000 кв. м, имеющий местоположение: Красноярский край, Ачинский район, 644 км а/д М-53 "Байкал" N 14, в целях использования: для размещения АЗС N 234, сроком на 5 лет, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.3, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.10, статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Письмом от 02.10.2020 N 08-2974/1 администрация отказала в предоставлении в аренду спорного земельного участка без проведения торгов со ссылкой на пункт 19 статьи 39.16 Кодекса, указав, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 17.06.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 24:02:0703001:143 (резервуар), находящийся в собственности общества, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93.
Письмом от 12.10.2020 N 08-3054 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на реконструкцию (перенос резервуарного парка) АЗС N 234 по адресу: Ачинский район, 644 км, а/д М-53 "Байкал" в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как отсутствует информация о правообладателе спорного земельного участка.
Письмом от 12.02.2021 N 08-0550 администрация отказала обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка без проведения торгов, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 04.02.2021 объект недвижимости с кадастровым номером 24:02:0703001:143, находящийся в собственности общества, расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:02:0703001:93 и 24:02:0703001:1. Поскольку объект недвижимости, находящийся в собственности заявителя расположен в границах земельного участка, который снят с кадастрового учета, право на заключение договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов отсутствует.
Общество, полагая, что отказ, выраженный в письме от 02.10.2020 N 08-2974/1, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды пришли к выводу о несоответствии действующему законодательству отказа администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, нарушении этим отказом прав и законных интересов общества, на основании чего удовлетворили заявленные требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Кодекса.
В силу пункта 19 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Судами установлено, что общество, обращаясь к администрации с заявлением от 03.09.2020, указало на наличие у него права на заключение договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренными частью 2 статьи 39.3, пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Кодекса с приложением соответствующих документов.
Администрация, ссылаясь на сведения выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 17.06.2020, указала на расположение объекта недвижимости с кадастровым номером 24:02:0703001:143, находящегося в собственности общества, в границах земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, и, сославшись на положение пункта 19 статьи 39.16 Кодекса, отказала в удовлетворении вышеназванного заявления.
В ходе рассмотрения настоящего дела судами правомерно были учтены результаты рассмотрения дела N А33-869/2018, в котором в рамках спора по заявлению администрации о признании отсутствующим права собственности ООО "Газпромнефть-Красноярск" на АЗС N 234 истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Также судами верно приняты во внимание фактические обстоятельства, установленные по делу N А33-8257/2018.
В частности установлено, что сооружение с кадастровым номером 24:02:0703001:143, собственником которого является общество, расположено на земельном участке с кадастровым номером 24:02:0703001:93, который образован путем перераспределения из земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом часть указанного сооружения расположена и на других земельных участка - с кадастровым номером 24:02:0703001:54 и на земельном участке из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
По результатам рассмотрения дела N А33-8257/2018, истцом по которому являлась администрация, договор аренды от 27.09.2016 N 17 земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, заключенный между администрацией Белоярского сельсовета и обществом, признан недействительным.
Суды пришли к выводу о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93 (площадью 5 454 кв.м.), образованного путем перераспределения из земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 (5 000 кв.м.) и земель, государственная собственность на которые не разграничена (площадью 454 кв.м.), был заключен с нарушением административной процедуры в части предоставления в аренду участка земель, государственная собственность на которые не разграничена (площадью 454 кв.м.) (без проведения торгов).
Судами в настоящем деле верно установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:93 снят с кадастрового учета и земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:54 является существующим.
Судами также обосновано принято во внимание заключение ООО "Кадастровый инженер" от 14.05.2021 N 12, из которого следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером 24:02:0703001:143 частично был возведен за границами земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54. Часть земельного участка, занятого резервуарами, находится на землях неразграниченной муниципальной собственности. Наличие реестровой ошибки в границах земельного участка не установлено, так как объект капитального строительства был возведен позднее в 2016 году, чем сведения о земельном участке внесены в ЕГРН - 10.05.2011.
Также судами правомерно учтен результат рассмотрения дела N А33-12445/2019, в рамках которого администрации было отказано в удовлетворении заявления о признании самовольной постройкой АЗС N 234.
На основании изложенного выше правового регулирования, а также части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правового подхода, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, результатов рассмотрения дел NN А33-869/2018, А33-8257/2018, А33-12445/2019, осуществив всестороннее исследование имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимной связи на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что общество как собственник объекта с кадастровым номером 24:02:0703001:143, расположенного на испрашиваемом земельном участке, правомерно обратилось с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 и пункта 1 статьи 39.20 Кодекса.
Поскольку администрация не доказала наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, для отказа в заключении договора аренды, суды правомерно удовлетворили требования общества, избрав в качестве способа восстановления прав обязание администрации подготовить, подписать и направить для подписания другой стороне договор аренды земельного участка.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд округа полагает, что избранная судом первой инстанции восстановительная мера соответствует предмету заявленного требования и обеспечивает защиту нарушенных прав общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по своей сути выражают позицию администрации по делу и повторяют доводы, заявленные в апелляционной жалобе, которым уже дана надлежащая правовая оценка в постановлении от 19 августа 2021 года.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 мая 2021 года по делу N А33-34866/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что общество, обращаясь к администрации с заявлением от 03.09.2020, указало на наличие у него права на заключение договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренными частью 2 статьи 39.3, пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Кодекса с приложением соответствующих документов.
Администрация, ссылаясь на сведения выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 17.06.2020, указала на расположение объекта недвижимости с кадастровым номером 24:02:0703001:143, находящегося в собственности общества, в границах земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, и, сославшись на положение пункта 19 статьи 39.16 Кодекса, отказала в удовлетворении вышеназванного заявления.
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по своей сути выражают позицию администрации по делу и повторяют доводы, заявленные в апелляционной жалобе, которым уже дана надлежащая правовая оценка в постановлении от 19 августа 2021 года."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф02-6750/21 по делу N А33-34866/2020