город Иркутск |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А19-10752/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2021 года по делу N А19-10752/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, г. Москва; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820) о взыскании за счет казны Иркутской области 62 103 759 рублей 08 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Иркутской области (далее - министерство финансов), Служба по тарифам Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает на недоказанность истцом состава правонарушения, необходимого для взыскания убытков, в том числе самого факта несения убытков и их размера.
В отзыве на кассационную жалобу от 01.11.2021 учреждение с изложенными в ней доводами не согласилось, указав на их несостоятельность.
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Служба по тарифам Иркутской области доводы кассационной жалобы поддержали (письменные отзывы от 30.11.2021, от 13.12.2021).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, учреждению с 01.04.2017 переданы функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами.
Предметом спора по настоящему делу является требование о возмещении убытков, возникших в период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в связи с поставкой коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение) и оказанием услуг по водоотведению населению, проживающему на территории муниципального образования г. Братска, Оекского, Хомутовского, Услонского, Нижнеудинского, Мишелевского, Новомальтинского, Среднинского муниципальных образований, муниципального образования г. Иркутск.
В обоснование заявленного требования учреждение ссылается на то, что при начислении потребителям платы за предоставленные коммунальные ресурсы (услуги), с учетом установленных Приказами Службы по тарифам Иркутской области от 04.09.2017 N 207-спр, от 27.07.2017 N 168-спр, 170-спр, от 08.09.2017 N 219-спр, Постановлением администрации муниципального образования Кутулик от 15.01.2010 N 1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" льготных тарифов, для потребителей учреждения на период 2017 года применены предельные значения изменения данной платы, в результате чего возник недополученный доход.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что учреждение имеет право, как организация осуществляющая поставку ресурса (оказание коммунальных услуг) для нужд населения по льготным тарифам, требовать возмещения расходов при производстве и поставке ресурса (оказанию коммунальных услуг).
Суд кассационной инстанции соглашается с указанным выводом.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Поскольку межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов ниже экономически обоснованных, Иркутская область в лице главного распорядителя бюджетных средств - министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, обязана их возместить.
Суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, правомерно исходили из того, что истец, являясь поставщиком коммунального ресурса (коммунальных услуг), фактически нес расходы, связанные с применением регулируемых тарифов.
Данные обстоятельства подтверждают факт возникновения у истца убытков в виде межтарифной разницы, которые подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета. Вывод судов согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242.
Вместе с тем при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с фактом поставки коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) населению, их объемом и размером экономических потерь.
Делая вывод о наличии правовых оснований для взыскания убытков в требуемом истцом размере, суды, признавая представленный истцом расчет правильным, не обосновали его со ссылкой на конкретные доказательства (первичные документы), подтверждающие объем поставленного ресурса (оказанных коммунальных услуг) и его стоимость (достоверность применения экономически обоснованного тарифа) (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Без исследования и оценки представленных доказательств выводы судов о подтвержденности размера потерь являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не соответствуют требованиям статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду следует рассмотреть спор с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2021 года по делу N А19-10752/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, правомерно исходили из того, что истец, являясь поставщиком коммунального ресурса (коммунальных услуг), фактически нес расходы, связанные с применением регулируемых тарифов.
Данные обстоятельства подтверждают факт возникновения у истца убытков в виде межтарифной разницы, которые подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета. Вывод судов согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242.
Вместе с тем при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф02-5849/21 по делу N А19-10752/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2167/2023
27.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2518/2021
29.09.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10752/20
17.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5849/2021
15.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2518/2021
24.03.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10752/20