город Иркутск |
|
02 февраля 2022 г. |
Дело N А19-6767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Империя" - Сукотнова Г.Р. (доверенность от 24.03.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года по делу N А19-6767/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Империя" (ОГРН 1083812003472, ИНН 3812104802, далее - ООО "Империя", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества, Управление, административный орган) о признании незаконным бездействия, выраженного в нерассмотрении по существу заявления ООО "Империя" от 08.09.2020 N 3 об утверждении схемы расположения земельного участка; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Империя" путем рассмотрения заявления от 08.09.2020 N 3 по существу и принятия соответствующего решения в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Управления, выраженное в нерассмотрении по существу заявления ООО "Империя" от 08.09.2020 N 3 об утверждении схемы расположения земельного участка. Суд обязал административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения заявления от 08.09.2020 N 3 по существу и принятия соответствующего решения. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, административный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
В кассационной жалобе Управление ссылается на отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее- Росимущество) по утверждению схемы земельного участка общества, наличие которого, по мнению административного органа, необходимо при принятии решения об образовании земельных участков из земель федеральной собственности площадью более 10 га. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что спорный земельный участок площадью менее 10 га образуется из земельного участка площадью более 265 га.
Также заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что Росимущество 16.06.2021 рассмотрело по существу соответствующее обращение ООО "Империя" и приняло решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по причине не отображения границ кадастровых кварталов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещен по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 2а, 2б, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).
В заседании суда округа представитель общества просил решение и постановление оставить без изменения как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО "Империя" и Агентством лесного хозяйства Иркутской области заключен договор аренды лесного участка от 04.10.2011 N 91-378/11, согласно которому общество является арендатором лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, имеющего местоположение: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, защитные леса (ценные леса, нерестоохранные полосы лесов), Приморское участковое лесничество, технический участок N 8 "СХПК "Пригородный", квартал 1, выделы 13, 14, 15 общей площадью 1, 52 га.
06.12.2011 общество обратилось к ЗАО "Восточно-Сибирское геодезическое предприятие" для выполнения геодезических работ и изготовления межевого плана на указанный выше участок.
01.02.2012 общество обратилось в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с требованием утвердить разработанную схему расположения земельного участка.
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 28.02.2012 N 308-ра утверждена схема расположения земельного участка, на основании которой ЗАО "Восточно-Сибирское геодезическое предприятие" 14.03.2012 составило межевой план.
При постановке земельного участка на кадастровый учет было выявлено наложение границ земельного участка, предоставленного ООО "Империя", на границы земельного участка с кадастровым номером 38:06:010903:367 по данным государственного кадастра недвижимости.
Решением Иркутского районного суда от 20 мая 2015 года земельный участок с кадастровым номером 38:06:010903:367 истребован из чужого незаконного владения и снят с кадастрового учета.
Дополнительным соглашением от 09.11.2016 к договору от 04.10.2011 N 91-378/11 уточнены границы предоставляемого в аренду лесного участка (1,0299 га), которые указаны в плане лесного участка с номером учетной записи 000460-2016-11, кадастровом паспорте части земельного участка с кадастровым номером 38:06:010903:3684 (зарегистрировано в установленном законом порядке).
05.05.2017 между Российской Федерацией в лице ТУ Росимущества и Министерством лесного комплекса Иркутской области заключено соглашение N 1607 о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей арендодателя по договору аренды лесного участка от 04.10.2011 N 91-378/11 (в редакции дополнительного соглашения от 09.11.2016) в связи с включением в земли населенных пунктов лесного участка, имеющего местоположение: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, Технический участок N 8 "СХПК Пригородный", квартал N 1, выделы 13 ч, 14 ч, 15 ч, площадью 1,0299 га (далее - соглашение от 05.05.2017 N 1607).
На основании соглашения от 05.05.2017 N 1607, а также договора аренды от 04.10.2011 N 91-378/11, ООО "Империя" 15.09.2017 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для постановки и регистрации права собственности земельного участка общей площадью 1,0299 га.
Письмом от 16.10.2017 N 3-38/12580 ТУ Росимущества отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на расположение земельного участка в разных территориальных зонах.
08.12.2017 ООО "Империя" обратилось в Администрацию Марковского муниципального образования с заявлением о внесении в генеральный план в части размещения в одной территориальной зоне земельного участка, принадлежащего обществу.
Решением Думы муниципального образования от 18.08.2020 N 43-169/Дгп "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Марковского городского поселения, утвержденные решением Думы Марковского муниципального образования от 19.03.2013 N 07-39/Дгп" внесены изменения в генеральный план в части размещения в одной территориальной зоне земельного участка, принадлежащего ООО "Империя".
08.09.2020 общество обратилось в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 08.09.2020 N 38-Ш/12051 административный орган указал на наличие замечаний, в частности, на отсутствие схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в виде файлов в формате ХМL и на необходимость получения ответа от администрации Марковского муниципального образования.
11.11.2020 ООО "Империя" во исполнение указанного выше письма направило в адрес Управления материалы с приложением файла со схемой расположения земельного участка в формате ХМL.
Письмом от 11.12.2020 ТУ Росимущества сообщило обществу о том, что полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из федеральных земельных участков площадью более 10 га осуществляет Росимущество, в связи с чем Управление направило представленные заявителем материалы кадастровых работ в Росимущество для рассмотрения и подготовки соответствующего поручения.
Также было сообщено, что информация о результатах рассмотрения будет направлена в адрес ООО "Империя" по мере поступления.
Бездействие административного органа, выразившееся в непринятии уполномоченным органом в установленный законом срок решения, явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование в части, суды исходили из того, что, являясь уполномоченным лицом, административный орган не предпринял все меры для реализации возложенной на него нормативными правовыми актами обязанности по рассмотрению заявления, и пришли к выводу о том, что данное бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что явилось основанием для частичного удовлетворения заявленных требований. При этом, суды указали на необходимость избрания такого способа устранения допущенного нарушения прав, при котором судом не будет предрешено существо решения, которое должно быть принято административным органом, в связи с чем обязали Управление рассмотреть заявление общества по существу и принять соответствующее решение.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35(3) данного Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области на основании положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Росимущества от 28.05.2019 N 128.
Согласно пунктам 4.1.14, 4.1.17, 4.1.18 вышеуказанного Положения, ТУ Росимущества:
- предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное пользование, постоянное бессрочное пользование;
- принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Суд округа признает обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что Управление является уполномоченным органом, в компетенцию которого входит принятие решений по существу обращения общества, в связи с чем соответствующий довод кассационной жалобы отклоняется. Применительно к приведенным выше пунктам 4.1.14, 4.1.17, 4.1.18 Положения полномочия ТУ Росимущества реализуются в отношении предоставляемых и образуемых земельных участков площадью не более 10 га и не зависят от площади земельного участка, из которого образуется предоставляемый земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 Кодекса предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) право удостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По результатам всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами верно установлено, что уполномоченным административным органом в срок до 11.12.2020 заявление общества об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего местоположение: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, Технический участок N 8 "СХПК Пригородный", квартал N 1, выделы 13 ч, 14 ч, 15 ч, площадью 1,0299 га не было рассмотрено по существу - решение об утверждении схемы расположения земельных участков или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа принято не было.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ранее также заявленным в апелляционной жалобе, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих обоснованность доводов Управления о рассмотрении обращения общества и принятии решения об отказе в утверждении схемы.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что Управлением было допущено несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы общества бездействие по нерассмотрению обращения общества, что явилось основанием для частичного удовлетворения требований ООО "Империя". Суд округа не усматривает оснований для постановки иных выводов.
Избирая способ восстановления нарушенного права, суды правомерно сослались на необходимость соблюдения принципа разделения властей и исключения предрешения судом существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом по результатам рассмотрения обращения общества по существу. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд округа полагает, что избранная судом первой инстанции восстановительная мера соответствует предмету заявленного требования и обеспечивает защиту нарушенных прав общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по своей сути выражают позицию Управления по делу и повторяют доводы, заявленные в апелляционной жалобе, которым уже дана надлежащая правовая оценка.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года по делу N А19-6767/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 11.3 Кодекса предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
...
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Кодекса в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2022 г. N Ф02-7840/21 по делу N А19-6767/2021