город Иркутск |
|
14 февраля 2022 г. |
N А19-12043/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В, Скубаева А.И.,
при участии представителя истца Васильевой Анастасии Александровны (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская транспортная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 октября 2021 года по делу N А19-12043/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-сибирская транспортная компания" (ОГРН 1093850024971, ИНН 3810313286, далее - Компания) о взыскании 66 025 рублей 40 копеек задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2021, а также 5 775 рублей 52 копеек неустойки за период с 12.02.2019 по 06.04.2020 и с 01.01.2021 по 13.05.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неверно применен норматив накопления твердых коммунальных отходов равный 0,365 м3, в спорных нежилых помещениях не осуществляется торговля промышленными товарами.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 08.02.2022).
Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 Общество (региональный оператор) оказало Компании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), задолженность по оплате стоимости которых составила 66 025 рублей 40 копеек. Расчет произведен в отношении принадлежащих ответчику на праве собственности нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, мкр. Крылатый, д. 1, площадью 36,9 кв.м, 45,10 кв.м, 33,20 кв.м, 34,20 кв.м, 20,10 кв.м.
Ссылаясь на неисполнение Компанией обязательств по оплате оказанных услуг, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующему.
В силу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги подлежат оплате.
Факт принадлежности объектов недвижимости и факт оказания услуг ответчиком не опровергаются.
Разногласия сторон касаются объема оказанных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
В связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам N 505 и согласно абзацу 1 пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении N 2 к Правилам N 354, определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома.
В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности. Нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269). Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу.
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей - физических и юридических лиц. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 4, 5, 6 названных Правил N 269).
Нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области утверждены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр.
В рассматриваемом случае сумма задолженности определена истцом из расчета: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - по 2 214 рублей 34 копеек в месяц, с 01.07.2019 по 30.06.2020 - по 2 362 рубля 20 копеек в месяц, с 01.07.2020 по 30.04.2021 - по 2 439 рублей 47 копеек в месяц. При этом объем ТКО рассчитан исходя из годового норматива для объектов торговли промышленными товарами 0,365 м3 (в отношении помещений площадью 36,9 кв.м, 33,20 кв.м, 34,20 кв.м, 20,10 кв.м) и норматива для объекта административного офисного помещения 0,12 м3 (в отношении помещения площадью 45,10 кв.м).
Между тем суды в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверили представленный Обществом расчет задолженности на соответствие его нормативным правовым актам, регулирующим порядок оплаты услуг регионального оператора по вывозу ТКО.
Вывод судов об отнесении спорных помещений к объектам торговли промышленными товарами не основан на конкретных доказательствах. Суды не устанавливали категорию объекта, то есть вид осуществляемой ответчиком коммерческой деятельности в принадлежащих им помещениях.
Судами также не учтено, что операции по реализации услуг по обращению с ТКО освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Однако расчет задолженности за 2020-2021 годы произведен истцом с учетом НДС. Данному обстоятельству суды первой и апелляционной инстанций не дали правовой оценки.
Суды не обосновали также правомерность использования в расчете нормативов, которые решением Верховного суда Республики Бурятия от 25.12.2020 по делу N 3А-26/20 признаны недействующими (в частности, подпункт 2.1 пункта 2 таблицы 1 "Административные здания, учреждения, конторы", подпункт 3.2 пункта 3 таблицы 1 "Предприятия торговли").
Вместе с тем обстоятельства, связанные с определением объема и стоимости предъявленных к взысканию услуг, входят в предмет судебного исследования.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение и необходимые для правильного разрешения спора, судами в полном объеме не установлены, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, проверить представленный истцом расчет задолженности на соответствие его требованиям действующего законодательства и на предмет правильности используемых в нем величин, в зависимости от установленного разрешить спор.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 октября 2021 года по делу N А19-12043/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам N 505 и согласно абзацу 1 пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении N 2 к Правилам N 354, определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома.
В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности. Нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269). Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу.
...
Судами также не учтено, что операции по реализации услуг по обращению с ТКО освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 24.7 Закона N 89-ФЗ, подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф02-332/22 по делу N А19-12043/2021
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5028/2022
31.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6542/2021
29.06.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12043/2021
14.02.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-332/2022
27.12.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6542/2021
26.10.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12043/2021