город Иркутск |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А74-5037/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2021 года по делу N А74-5037/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью рекламное агентство "Джем" (ИНН 1901067267, ОГРН 1051901052290, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100, далее - Фонд) о признании недействительным уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.04.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года, требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение норм материального права (пункты 9, 11, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), пункты 2, 3, 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, его действия по отнесению страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности являются законными, поскольку общество своевременно не подтвердило основной вид экономической деятельности.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность, просило оставить судебные акты в силе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Основным видом деятельности общества является деятельность рекламных агентств, в качестве дополнительных видов деятельности указаны, в том числе производство строительных металлических конструкций, изделий из их частей и аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
14.04.2021 общество направило в фонд в электронном виде справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и соответствующее заявление с указанием основного вида деятельности в 2020 году "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 68.20) и доли дохода от этой деятельности в общем объёме выпущенной продукции и оказанных услуг (71%). Указанный вид деятельности отнесён к 5 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,6%.
Фондом направлено обществу 14.04.2021 электронное сообщение об ошибке.
20.04.2021 общество представило в Фонд на бумажном носителе справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом) и соответствующее заявление.
22.04.2021 Фондом направлено обществу уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым обществу установлен основной вид экономической деятельности "производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей", код ОКВЭД 25.11, что соответствует 12 классу профессионального риска и страховому тарифу в размере 1,3%.
Полагая указанное уведомление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя требования, суды исходили из их законности и обоснованности.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает в силу следующего.
На основании статей 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска (пункт 2 Правил N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
В соответствии с положениями пункта 9 Правил N 713 и пункта 2 Порядка N 55 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и (или) оказанных услуг. Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил N 713).
В случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55). Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Правил N 713.
При этом, предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок заявление и документы, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ Фонда (который может быть выражен и в требовании об уплате недоимки) может быть обжалован в суд. Бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Правильно применив указанные нормы права, учитывая приведенные выше правовые позиции, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы для подтверждения основного вида экономической деятельности общество представило в Фонд с нарушением установленного срока 20.04.2021, но до направления ему оспариваемого уведомления Фонда от 21.04.2021.
Несмотря на наличие у Фонда указанных документов на момент вынесения оспариваемого уведомления, последний неправомерно оставил их без оценки и не учел при определении размера страхового тарифа.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта осуществления страхователем в качестве основного вида деятельности по коду ОКВЭД 68.20. и необходимости в связи с этим установления ему соответствующего страхового тарифа 0,6%; о незаконности и необоснованности оспариваемого уведомления Фонда и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 198 и 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
В связи с изложенным, суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 сентября 2021 года по делу N А74-5037/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Страхователь считает, что Отделение ФСС при установлении тарифа страховых взносов неправомерно не учло представленные документы об установлении основного вида деятельности.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами страхователя.
Документы для подтверждения основного вида экономической деятельности общество представило в фонд с нарушением установленного срока, но до направления ему оспариваемого уведомления об установлении размера тарифа взносов.
Несмотря на наличие у фонда указанных документов на момент вынесения оспариваемого уведомления, он неправомерно оставил их без оценки и не учел при определении размера страхового тарифа.
Установив данные обстоятельства, суд сделал вывод о незаконности уведомления Отделения ФСС об установлении страхового тарифа.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф02-314/22 по делу N А74-5037/2021