город Иркутск |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А33-13240/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2021 года по делу N А33-13240/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Щит" (ИНН 2462062407, ОГРН 1182468047354, далее - общество, ООО УК "Щит") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - Служба) о признании незаконным и отмене решения "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Красноярского края и возврате заявления" в отношении многоквартирного дома (далее - МКД) N 22 по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Борисевича, изложенного в приказе от 26.04.2021 N 126-ОДЛ/01 (далее - приказ от 26.04.2021).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Базис" (далее - ООО УК "Базис").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 года, требование удовлетворено: оспариваемый приказ признан незаконным; суд обязал Службу устранить допущенное нарушение прав общества путём повторного рассмотрения заявления от 13.04.2021 N 2709.
Служба в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статья 7, пункт 7 части 3 статьи 143.1, часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), часть 1 статьи 1, статьи 4 и 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), часть 1 статьи 3, статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), пункты 158, 159, 171, 172 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказами Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 (далее - Порядок N 589/944/пр), приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - приказ N 44/пр), приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - приказ N 74/114/пр, приказ Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр от 29.09.2015 "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - приказ N 368/691/пр), приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - приказ N 938/пр), пример судебной практики, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Службы, выводы судов о том, что электронные образы документов, касающиеся вопросов управления МКД (в частности, протокол (решение) общего собрания собственников о выборе управляющей организации с приложениями), подлежат размещению в закрытой части государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ, система) не обоснованы, полагает, что данные сведения в силу положений пунктов 158-160, 171, 172 Порядка N 589/944/пр, подпункта 8 пункта 2, пунктов 19.1-19.5 раздела 10 приказа N 74/114/пр, подпунктов "а", "г" пункта 5 приказа N 938/пр, пункта 2.2 приказа N 368 подлежат размещению именно в "Реестре сведений о голосовании/Протоколы общих собраний" (открытой части), что позволяет сформировать соответствующую реестровую запись.
Отзыв на кассационную жалобу на дату судебного заседания в канцелярию суда не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания, извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о порядке рассмотрения кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к следующим выводам.
Собственники помещений МКД N 22 по улице Борисевича в г. Красноярске 05.04.2021 приняли решение о выборе ООО УК "Щит" в качестве управляющей компании и о досрочном расторжении договора управления с ООО УК "Базис".
13.04.2021 общество направило в Службу заявление о внесении в перечень многоквартирных домов реестра лицензий сведений об указанном жилом доме, с приложением всех необходимых документов, электронные скан-образы оригиналов которых размещены в ГИС ЖКХ.
Служба возвратила заявление общества, отказав в его удовлетворении приказом от 26.04.2021 N 126-ОДЛ/01, сославшись на подпункт "г" пункта 5, подпункт "б" пункта 7 и подпункт "а" пункта 9 Порядка N 938/пр.
Отказ Службы мотивирован тем, что заявление и приложенные к нему документы не соответствовали требованиям подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, поскольку обществом не размещена указанная в заявлении информация в открытом доступе в ГИС ЖКХ в разделе "Реестр сведений о голосовании/Протоколы общих собраний".
Полагая данный приказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что обществом требования части 2 статьи 198 ЖК РФ были выполнены надлежащим образом, основания для возврата заявления у Службы отсутствовали.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не усматривает исходя из следующего.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Порядок размещения сведений в ГИС ЖКХ определен приказом N 368/691/пр, порядок направления сведений - приказом N 44/пр.
Адресом официального сайта ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен адрес - www.dom.gosuslugi.ru (приказ Минкомсвязи России N 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Состав, срок и периодичность размещения информации в системе ГИС ЖКХ определены в приказе N 74/114/пр, согласно подпункту 12 пункта 2 которого персональные данные, предусмотренные составом информации, подлежат размещению в закрытой части системы.
Согласно положениям подпункта "г" пункта 5 и подпункта "а" пункта 9 Порядка N 938/пр во внесении изменений в реестр может быть отказано в случае неисполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, при наличии данной обязанности у заявителя.
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что управляющая компания обязана разместить в системе ГИС ЖКХ электронные образы решения (протокола) общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации и договора управления МКД, при этом персональные данные, содержащиеся в данных документах, подлежат размещению только в закрытой части системы.
Действующее законодательство не содержит положений о том, в каком именно разделе (подразделе) закрытой части системы ГИС ЖКХ необходимо размещать данные сведения, и каким лицам данные сведения должны быть доступны для ознакомления.
Согласно пункту 3 статьи 198 ЖК РФ в случае поступления сведений от иного лицензиата о заключении с ним договора управления в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом с ранее отраженным в реестре лицензии лицензиатом, и непредставления прежним лицензиатом соответствующих сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в установленные порядке и в сроки, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений только по результатам внеплановой проверки, порядок проведения которой в период издания оспариваемого приказа был регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Исходя из положений указанных норм права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Общество на официальном сайте ГИС ЖКХ в закрытой части системы в разделе "Реестр договоров", доступном для ознакомления управляющей компании и органу государственного жилищного надзора, обеспечило размещение электронных образов договора управления от 05.04.2021, приложений к нему, а также протокола от 05.04.2021 N 1-2021, решений собственников помещений (листы голосования) спорного МКД, то есть обществом размещены все необходимые документы.
Довод о необходимости размещать данные сведения в разделе "Реестр сведений о голосовании/Протоколы общих собраний" (в закрытой части системы), но находящемся в открытом доступе для собственников помещений в МКД, авторизованных в системе подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании положений приказа N 74\114\пр, которым определены состав и объем информации размещаемой в ГИС ЖКХ, в том числе о том, что персональные данные размещаются в закрытой части системы (подпункт 12 пункта 2 приказа N 74\114\пр).
Из материалов дела следует и Службой не оспаривается, что протоколы общего собрания собственников включают в себя сведения о присутствующих на общем собрании лицах, то есть содержат персональные данные собственников помещений МКД.
Судами также установлено: в заключении и приказе от 26.04.2021 имеются противоречия (в отношении спорного МКД имеется ещё одна управляющая компания (ООО УК "Базис"), от которой сведения о расторжении договора управления не поступали, что в силу части 3 статьи 198 ЖК РФ является самостоятельным основанием для проведения проверки, при организации и проведении которой, Службе надлежало руководствоваться положениями действующего в период проверки Закона N 294-ФЗ и нормами жилищного законодательства.
С учетом изложенного, выводы судов: об отсутствии у Службы предусмотренного подпунктом "г" пункта 5 Порядка N 938/пр основания для отказа во внесении изменений в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и возврате заявления общества; о нарушении оспариваемым приказом прав и законных интересов общества и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются правильными.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 200 АПК РФ судами не нарушены.
Поскольку приказ N 44/пр определяет порядок направления в Службу подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений, а не порядок размещения сведений в ГИС ЖКХ, и не регламентирует вопрос, в каком разделе ГИС ЖКХ в открытом доступе должны быть размещены документы, а также для каких лиц они должны быть доступны, соответствующий довод кассационной жалобы судом округа отклоняется как необоснованный.
Ссылка на статью 7 Закона N 152-ФЗ, пункты 158-160, 171, 172 Порядка N 589/944/пр основана на их ошибочном толковании Службой применительно к положениям части 2 статьи 198 ЖК РФ и пункта 4 данного порядка, устанавливающего правила доступа к ГИС ЖКХ, в том числе к её закрытой части, но с соблюдением ограничений, а также к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Приведенный в кассационной жалобе пример судебной практики кассационным судом не может быть принят во внимание, поскольку судебные акты по данному делу основаны на отличных от настоящего дела доказательствах, при установлении иных фактов (необходимые сведения размещены не в полном объеме).
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 сентября 2021 года по делу N А33-13240/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено: в заключении и приказе от 26.04.2021 имеются противоречия (в отношении спорного МКД имеется ещё одна управляющая компания (ООО УК "Базис"), от которой сведения о расторжении договора управления не поступали, что в силу части 3 статьи 198 ЖК РФ является самостоятельным основанием для проведения проверки, при организации и проведении которой, Службе надлежало руководствоваться положениями действующего в период проверки Закона N 294-ФЗ и нормами жилищного законодательства.
С учетом изложенного, выводы судов: об отсутствии у Службы предусмотренного подпунктом "г" пункта 5 Порядка N 938/пр основания для отказа во внесении изменений в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Красноярского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и возврате заявления общества; о нарушении оспариваемым приказом прав и законных интересов общества и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются правильными.
...
Поскольку приказ N 44/пр определяет порядок направления в Службу подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений, а не порядок размещения сведений в ГИС ЖКХ, и не регламентирует вопрос, в каком разделе ГИС ЖКХ в открытом доступе должны быть размещены документы, а также для каких лиц они должны быть доступны, соответствующий довод кассационной жалобы судом округа отклоняется как необоснованный.
Ссылка на статью 7 Закона N 152-ФЗ, пункты 158-160, 171, 172 Порядка N 589/944/пр основана на их ошибочном толковании Службой применительно к положениям части 2 статьи 198 ЖК РФ и пункта 4 данного порядка, устанавливающего правила доступа к ГИС ЖКХ, в том числе к её закрытой части, но с соблюдением ограничений, а также к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2022 г. N Ф02-837/22 по делу N А33-13240/2021