город Иркутск |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А78-6689/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2021 года по делу N А78-6689/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, далее - Министерство финансов) о взыскании 30 732 090 рублей убытков, понесенных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания и 1 500 судебных издержек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов.
Истец в отзыве от 04.03.2022 доводы кассационной жалобы отклонил, указав на их несостоятельность.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем размещения информации в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Петров Алексей Николаевич, Чупрова Ульяна Валерьевна, Викулов Альберт Николаевич, Фокин Андрей Юрьевич, Сапожникова Елена Николаевна, Селюков Руслан Дмитриевич, Иванов Денис Сергеевич, Нестерович Александр Александрович, Казанцев Александр Ильич, Бронников Алексей Сергеевич, Сидорова Татьяна Васильевна, Шипицына Софья Александровна, Мешалкин Алексей Сергеевич, Кривоносенко Лидия Анатольевна являются инвалидами и страдают заболеванием, входящим в перечень заболеваний, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 378).
Вступившими в законную силу решениями Ингодинского районного суда г. Читы от 20.10.2016 по делу N 2-2415/2016, Центрального районного суда г. Читы от 08.08.2017 по делу N 2-3843/2017, от 13.06.2018 по делу N 2-3133/2018, от 07.04.2014 по делу N 2-2679/2014, от 10.01.2017 по делу N 2-620/2017, от 26.10.2016 по делу N 2-6979/2016, от 24.11.2016 по делу N 2-7379/2016, от 31.08.2017 по делу N 2-4131/2017, Черновского районного суда г. Читы от 15.11.2019 по делу N 2-1973/2019, от 26.06.2017 по делу N 2-1365/2017, от 05.12.2014 по делу N 2-2562/2014, от 06.10.2014 по делу N 2-2056/2014, от 04.06.2014 по делу N 2-1121/2014, от 03.09.2013 по делу N 2-1402/2013 на администрацию возложена обязанность предоставить гражданам во внеочередном порядке благоустроенные жилые помещения в городе Чите по договору социального найма.
Исполняя решения суда, на основании распоряжений администрации от 16.07.2019 N 969-р, от 10.12.2019 N 1761-р, от 13.08.2019 N 1125-р, от 20.08.2019 N 1159-р, от 23.10.2020 N 1227-р, от 25.12.2020 N 1526-р, от 31.08.2020 N 967-р, от 09.09.2020 N 1017-р, от 01.06.2020 N 601-р, от 12.11.2020 N 1309-р, от 29.10.2019 N 1568-р, от 03.11.2020 N 1272-р, от 27.11.2019 N 1684-р, от 23.11.2020 N 1362-р предоставила гражданам жилые помещения общей площадью 458,7 кв. м по договорам социального найма от 16.07.2019 N 113, от 23.12.2019 N 33, от 13.08.2019 N 23, от 20.08.2019 N 134, от 03.11.2020 N 16, от 29.12.2020 N 25, от 16.09.2020 N 13, от 05.10.2020 N 16, от 11.06.2020, от 16.11.2020 N 76, от 08.11.2019 N 17, от 13.11.2020 N 31, от 29.11.2019 N 163, от 27.11.2020 N 22 общей стоимостью 30 732 090 рублей.
Полагая, что расходы, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, и оплатой услуг по определению среднерыночной стоимости одного квадратного метра благоустроенного жилого помещения, расположенного в границах г. Читы (справка общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Оценка+" от 08.02.2021) подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию за счет казны Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Забайкальского края) обязанности по возмещению расходов истца.
Факт несения истцом убытков подтверждается материалами дела.
Довод заявителя жалобы о привлечении к участию в деле ненадлежащего ответчика подлежит отклонению, поскольку настоящий иск предъявлен к Забайкальскому краю, то есть к лицу, на которое действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению финансирования для приобретения жилья гражданам-инвалидам. Доказательств, подтверждающих факт передачи главному распорядителю финансовых средств для осуществления указанных полномочий, в материалы дела не представлено.
Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 сентября 2021 года по делу N А78-6689/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 года по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2022 г. N Ф02-993/22 по делу N А78-6689/2021