город Иркутск |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А19-1342/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства обороны Российской Федерации Бердниковой Н.В. (доверенность от 20.11.2020), федерального казенного учреждения "Войсковая часть 39995" Рассказова В.М. (доверенность от 25.01.2022), Уакбаевой Р.Г. (доверенность от 04.02.2022), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Рожновой А.М. (доверенность от 02.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Войсковая часть 39995" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2021 года по делу N А19-1342/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва, далее - общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 39995" (ОГРН 1093820000779, ИНН 8501007026, далее - войсковая часть) о взыскании 957 410 рублей штрафа за искажение в железнодорожной транспортной накладной сведений о грузе, 38 296 рублей 40 копеек добора тарифа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обороны и войсковая часть обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора и представленным доказательствам.
В кассационной жалобе Министерство обороны указывает на ошибочность выводов судов квалифицировавших правоотношения между войсковой частью и перевозчиком как возникшие из договора перевозки, поскольку услуга по перевозке груза осуществлялась в рамках государственного контракта, заключенного между Министерством обороны и обществом "РЖД", по условиям которого войсковая часть является получателем услуги.
Заявители указывают на ненадлежащую оценку судов их доводам о необоснованном начислении штрафа и добора провозной платы, поскольку перевозимый груз фактически соответствовал коду, указанному в накладной.
В судебном заседании представители Министерства обороны и войсковой части доводы, изложенные в кассационных жалобах поддержали, а представитель общества "РЖД" их отклонил по мотивам, приведенным в письменной отзыве.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Предметом иска является требование перевозчика о взыскании с грузоотправителя штрафа, предусмотренного статьей 98 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за несоответствие в железнодорожной транспортной накладной сведений о перевозимом грузе, а также добора провозной платы.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии основания для применения к ответчику (грузоотправителю) меры ответственности в виде штрафа в пятикратном размере провозной платы.
Возражая относительно заявленных требований, Министерство обороны приводило довод о том, что спорная перевозка груза осуществлена в рамках исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Минобороны России во внутригосударственном сообщении от 21.11.2019 N 257/6/10529/3685773, заключенным между Министерством обороны (государственный заказчик) и обществом "РЖД" (исполнитель).
Предметом контракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, а также перевозок подвижного состава собственности Заказчика в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, привлечению подвижного состава в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", оказание дополнительных услуг в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), перевозкам домашних вещей (пункт 2.1 государственного контракта).
В пункте 1.1.1 названного контракта стороны согласовали условие о том, что под услугами следует понимать выполнение заказа на воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки, перевозку подвижного состава собственности заказчика, перевозку домашних вещей, привлечение железнодорожного подвижного состава, контейнеров и дополнительные услуги для заказчика.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно части 2 пункта 2 данной статьи условия перевозок конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также имущественная ответственность сторон устанавливаются соглашением между участниками перевозки, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Делая вывод об обоснованности заявленных требований, суды исходили из наличия между грузоотправителем и перевозчиком обязательственных правоотношений.
Вместе с тем вопрос, связанный с отнесением спорной грузоперевозки на условиях государственного контракта имеет существенное значение для разрешения вопроса о привлечении ответчика (грузоотправителя) к ответственности.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты вынесены без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а вывод судов об обоснованности заявленных требований является преждевременным
Поскольку суды в нарушение требований статей 15, 71, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установили все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, а допущенные судами нарушения не могут быть устранены на стадии кассационного обжалования ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции необходимых для исследования и оценки доказательств полномочий, принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении и устранить допущенные нарушения, дать надлежащую оценку доводам участников спора, исследовать и оценить имеющиеся доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в зависимости от установленных обстоятельств вынести законный и обоснованный судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2021 года по делу N А19-1342/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2021 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предметом контракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, а также перевозок подвижного состава собственности Заказчика в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, привлечению подвижного состава в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", оказание дополнительных услуг в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), перевозкам домашних вещей (пункт 2.1 государственного контракта).
...
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно части 2 пункта 2 данной статьи условия перевозок конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также имущественная ответственность сторон устанавливаются соглашением между участниками перевозки, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2022 г. N Ф02-1017/22 по делу N А19-1342/2021