город Иркутск |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А58-2111/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр спортивной подготовки сборных команд Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2021 года по делу N А58-2111/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр спортивной подготовки сборных команд Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1041402047730, ИНН 1435150839, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее - счетная палата) о признании недействительным пункта 2 представления N 01/1-08/85 от 30.12.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов кассационной жалобы, в оспариваемом представлении не указано, в чем выразился ущерб публично-правовому образованию; судами не учтено, что переплата по налогу на доходы физических лиц образовалась в результате экономии фонда оплаты труда работников учреждения, а выплата персональных надбавок сотрудникам осуществлялась в пределах выделенного фонда оплаты труда и не привела к превышению расходования бюджетных средств; средства фонда оплаты труда, из которого выплачивались спорные ежемесячные выплаты, не расходовались на иные цели и не были использованы на решение вопросов иного значения, а направлялись по расходам, относящимся на подстатью КОСГУ 211 "Заработная плата", при этом государственное задание за 2019 год учреждением выполнено в полном объеме, учредитель принял отчет учреждения в полном объеме; условиями Соглашения N 1 от 23.01.2019 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания возврат полученной учреждением экономии не предусмотрен; учреждение не является участником бюджетного процесса, в связи с чем к нему не может быть предъявлено требование о возврате в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) денежных средств; к участию в деле необоснованно не привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); исполнение представления негативно повлияет на осуществление учреждением своей уставной деятельности.
Счетная палата в отзыве на кассационную жалобу заявила о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, счетной палатой в отношении учреждения проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, предоставленных подведомственным учреждениям Министерства по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) в рамках подпрограмм "Развитие детско-юношеского спорта" и "Развитие национальных видов спорта" государственных программ "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы" и "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" за период 2018 - 2019 годы и текущий период 2020 года.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт N 05-11/120 от 02.12.2020, отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден постановлением Коллегии счетной палаты N 33-3 от 25.12.2020.
На основании акта по результатам контрольного мероприятия и отчета о результатах контрольного мероприятия счетной палатой в отношении учреждения вынесено представление N 01/1-08/85 от 30.12.2020, пунктом 2 которого на учреждение возложена обязанность по обеспечению возврата в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) сумм средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, направленных на расходы, не связанные с выполнением государственного задания, на сумму 9 160 300 рублей, в том числе на уплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в размере 7 988 400 рублей и на выплату завышенных персональных надбавок сотрудникам на сумму 1 171 900 рублей (пункт 2).
Учреждение, не согласившись с пунктом 2 данного представления, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций признали пункт 2 оспариваемого представления соответствующим положениям действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы учреждения.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного представления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого представления, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие представление. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих указанное представление, от обязанности доказывания оснований своих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" счетная палата осуществляет, в том числе полномочия по организации и осуществлению контроля за законностью и эффективностью использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия), а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 18 указанного закона счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Саха (Якутия), муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1); органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества; предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Как следует из статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1); налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (пункт 4); налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6); уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (пункт 9).
Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (далее - Порядок N 370) предусмотрено, что государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Республики Саха (Якутия), с учетом предложений государственного учреждения Республики Саха (Якутия), касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Республики Саха (Якутия) по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году (пункт 2); объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (пункт 11); в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются, в том числе затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (пункт 18).
Пунктом 2.3.1 заключенных между Министерством по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) и учреждением Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (далее - Соглашение) от 09.01.2018, от 23.01.2019 и от 20.01.2020 установлено, что учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь изложенными выше нормами материального права применительно к установленным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что в проверяемом периоде за счет выделенных государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг в нарушение установленных статьей 226 НК РФ требований учреждением были произведены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц до фактического их удержания с дохода налогоплательщиков, в результате чего по расчетам с бюджетом по данному налогу образовалась дебиторская задолженность; в нарушение положений пунктов 11, 18 Порядка N 370, пунктов 2.3.1 Соглашений от 09.01.2018, от 23.01.2019 и от 20.01.2020 приказами учреждения N 107-ОД от 22.05.2019 и N 249/1-ОД от 27.09.2019 установлены и выплачены в составе заработной платы персональные надбавки отдельным сотрудникам учреждения в размере, превышающим предельные размеры, установленные пунктом 4.2.3 Раздела 4 Коллективного договора; при таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о законности и отсутствии нарушений прав и законных интересов учреждения изложенных в пункте 2 оспариваемого представления требований об обеспечении возврата в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) ранее выделенных сумм субсидий, направленных на расходы, не связанные с выполнением государственного задания по оказанию государственных услуг, на общую сумму 9 160 300 рублей.
Довод учреждения о непривлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) не свидетельствует о незаконности представления счетной палаты в оспариваемой части и нарушении прав и законных интересов учреждения при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты не приняты о каких-либо правах или обязанностях Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся существа рассматриваемого спора, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы учреждением уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2021 года по делу N А58-2111/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр спортивной подготовки сборных команд Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1041402047730, ИНН 1435150839) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 244 от 10 февраля 2022 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь изложенными выше нормами материального права применительно к установленным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что в проверяемом периоде за счет выделенных государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг в нарушение установленных статьей 226 НК РФ требований учреждением были произведены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц до фактического их удержания с дохода налогоплательщиков, в результате чего по расчетам с бюджетом по данному налогу образовалась дебиторская задолженность; в нарушение положений пунктов 11, 18 Порядка N 370, пунктов 2.3.1 Соглашений от 09.01.2018, от 23.01.2019 и от 20.01.2020 приказами учреждения N 107-ОД от 22.05.2019 и N 249/1-ОД от 27.09.2019 установлены и выплачены в составе заработной платы персональные надбавки отдельным сотрудникам учреждения в размере, превышающим предельные размеры, установленные пунктом 4.2.3 Раздела 4 Коллективного договора; при таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о законности и отсутствии нарушений прав и законных интересов учреждения изложенных в пункте 2 оспариваемого представления требований об обеспечении возврата в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) ранее выделенных сумм субсидий, направленных на расходы, не связанные с выполнением государственного задания по оказанию государственных услуг, на общую сумму 9 160 300 рублей.
...
При подаче кассационной жалобы учреждением уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф02-1382/22 по делу N А58-2111/2021