город Иркутск |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А19-19557/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Загвоздина В.Д.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутский Промкомбинат Облпотребсоюза" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 декабря 2021 года по делу N А19-19557/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутский Промкомбинат Облпотребсоюза" (ОГРН 1023801017723, ИНН 3808054066, далее - ООО "Иркутский Промкомбинат Облпотребсоюза", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 N 05-21.4/63-38492123900238200003 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 3 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылками на статьи 2.1, 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10).
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно отказали в удовлетворении требований и не признали правонарушение малозначительным. Общество, не оспаривая факт совершения административного правонарушения, отмечает, что оно не повлекло создания существенной угрозы общественным отношениям или государственным интересам, речь об оттоке капитала не идет. Общество ошибочно полагало, что соблюдало необходимые требования закона, при этом для целей законодательства о налогах и сборах не скрывало суммы выплаченной зарплаты нерезидентам, предоставляло необходимую отчетность. Ответственность, установленная инспекцией в рамках проведенного мероприятия по валютному контролю, является несоразмерной.
Кассационная жалоба рассматривается судьей округа единолично в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 288.2 указанного Кодекса, и разъяснений, изложенных в пунктах 53, 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке ее рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет".
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила ее доводы, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Общество в возражениях на отзыв на кассационную жалобу ссылается на необходимость применения изменений в КоАП РФ, введенных в действие 06.04.2022.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения ООО "Иркутский Промкомбинат Облпотребсоюза" требований валютного законодательства Российской Федерации, инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2021 N 38492123900238200002 ввиду наличия в действиях (бездействии) общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Из протокола следует, что общество 24.04.2020 выплатило работникам-нерезидентам 12 500 рублей заработной платы в наличной форме, без открытия счета в банке (платежная ведомость от 24.04.2020 N 16), что квалифицировано налоговым органом как нарушение обществом валютного законодательства - осуществление выплаты резидентом заработной платы нерезиденту в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченном банке.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление от 15.09.2021 N 05-21.4/63-38492123900238200003, которым общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения с назначением административного наказания в размере 9 375 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества вмененного ему состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и отсутствии оснований для применения положений статей 2.9, 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводам об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций признается административным правонарушением.
Выдача резидентом заработной платы иностранным гражданам (нерезидентам) в валюте Российской Федерации в силу пунктов 1, 6, 7 и 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ является валютной операцией, расчеты при осуществлении которой согласно части 2 статьи 14 названного Закона производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Предусмотренный частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ состав административного правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности достаточно выявления самого факта осуществления валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, вне зависимости от наступивших последствий, то есть ответственность за указанное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.
Правильно применив положения указанных норм права, установив, что общество, являясь резидентом, выплатило 24.04.2020 заработную плату работникам-нерезидентам наличными из кассы, минуя расчетный счет в банке, без соблюдения установленной законом обязанности при осуществлении валютных операций и не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как в силу своего правового статуса у него имелась такая возможность, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности инспекцией совершения обществом предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ правонарушения.
Все элементы состава правонарушения и правильность его квалификации по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ судами установлены, процедура производства по делу об административном правонарушении проверена, существенных нарушений не выявлено.
Оснований для иных выводов по указанным выше фактам и обстоятельствам у суда округа с учетом его полномочий не имеется.
Выводы судов об отсутствии оснований для применения по данному делу положений статей 2.9, 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ суд округа также считает обоснованными в связи со следующим.
Из смысла и содержания статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ следует, что возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение предусмотрена при соблюдении ряда условий, в том числе: совершение правонарушения впервые, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В постановлении N 10 разъяснено, что малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств каждого дела.
Руководствуясь положениями указанных норм права и разъяснениями по их применению, исследовав и оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства по данному вопросу, судами установлено:
избранная мера административного наказания установлена инспекцией в соответствии с требованием действующего законодательства; размер штрафа определен верно; нарушения обществом валютного законодательства совершались длительное время и систематически; пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей создавало угрозу безопасности государству; доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения правил о малозначительности правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Данные обстоятельства соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, обществом по существу не опровергнуты.
При исследовании и оценке доводов сторон и представленных в их обоснование доказательств по данному вопросу предусмотренные главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования, в том числе по распределению бремени доказывания имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств, судами соблюдены.
Оснований для иной оценки данных доводов и имеющихся в деле доказательств у суда округа не имеется в силу его полномочий, определенных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку целью валютного регулирования и валютного контроля в силу преамбулы Закона N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности валютного рынка российского государства как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, невыполнение рассматриваемых по настоящему делу императивных предписаний названного закона обоснованно признаны судами как создающими угрозу охраняемым отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики.
Оценка вывода судов о наличии (отсутствии) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации такого правонарушения как малозначительного, с учетом положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу абзаца 4 пункта 18.1 постановления N 10, не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
В этой связи, выводы судов об отсутствии оснований для применения положений о малозначительности и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, обоснованы.
Доводы кассационной жалобы являются позицией общества и по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на отзыв налогового органа, поступивших 21.04.2022, общество сослалось на необходимость применения в настоящем споре на стадии рассмотрения дела судом округа части 5 статьи 4.4. КоАП РФ, введенной в действие с 06.04.2022, как смягчающей административную ответственность за административное правонарушение и улучшающей положение лица, совершившего административное правонарушение (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Суд кассационной инстанции вышеуказанный довод отклоняет в силу следующего.
Согласно указанной норме, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ о внесении рассматриваемых изменений в КоАП РФ был направлен на снижение административной нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности путем снижения размера административных штрафов, при назначении которых не всегда учитывается характер события административного правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из масштаба (количества отдельных противоправных действий) и длительности повторяющихся однородных нарушений, что приводит к суммированию административных наказаний в виде административного штрафа.
Вместе с тем, размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, исчисляется в процентном отношении к денежному выражению выявленных незаконных валютных операций, то есть при его назначении безусловно учитывается характер события административного правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из масштаба (количества отдельных противоправных действий) и длительности повторяющихся однородных нарушений.
Нормы КоАП РФ, как в старой, так и в новой редакции, не предусматривают иной порядок расчета штрафа за рассматриваемое правонарушение, возможность и способ выбора в качестве базы для расчета административного наказания только одной незаконной валютной операции с фактическим освобождением от наказания в отношении остальных незаконных валютных операций.
Следовательно, при назначении наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с учетом правила, установленного частью 5 статьи 4.4 вышеуказанного Кодекса, общий размер штрафа не изменится, а следовательно, введение с 06.04.2022 нового правового регулирования, на которое ссылается заявитель кассационной жалобы, не свидетельствует об улучшении положения указанного лица и смягчении административного наказания (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ), применительно к нарушению, рассматриваемому в настоящем деле.
По мнению суда округа, данный вывод согласуется с тем обстоятельством, что в Государственной Думе Российской Федерации в настоящее время находится на рассмотрении Законопроект N 94339-8 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части корректировки мер ответственности за нарушения валютного законодательства)", которым предлагается уменьшить размер административного штрафа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ для граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц с 75-100% до 20-40% от суммы незаконной валютной операции. В случае принятия указанного законопроекта в установленном порядке, орган, назначивший административное наказание, на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ обязан будет после вступления в силу соответствующего закона принять все меры, направленные на прекращение взыскания штрафа в размере, превышающем смягченную административную ответственность, и при выявлении факта уплаты (взыскания) штрафа после вступления в силу закона, смягчающего наказание, принять меры к его возврату в соответствующей части. Спор о неисполнении административным органом данной обязанности может быть передан на рассмотрение суда по инициативе заинтересованных сторон.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы и дополнений к ней существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 декабря 2021 года по делу N А19-19557/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению суда округа, данный вывод согласуется с тем обстоятельством, что в Государственной Думе Российской Федерации в настоящее время находится на рассмотрении Законопроект N 94339-8 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части корректировки мер ответственности за нарушения валютного законодательства)", которым предлагается уменьшить размер административного штрафа по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ для граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц с 75-100% до 20-40% от суммы незаконной валютной операции. В случае принятия указанного законопроекта в установленном порядке, орган, назначивший административное наказание, на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ обязан будет после вступления в силу соответствующего закона принять все меры, направленные на прекращение взыскания штрафа в размере, превышающем смягченную административную ответственность, и при выявлении факта уплаты (взыскания) штрафа после вступления в силу закона, смягчающего наказание, принять меры к его возврату в соответствующей части. Спор о неисполнении административным органом данной обязанности может быть передан на рассмотрение суда по инициативе заинтересованных сторон."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 мая 2022 г. N Ф02-1683/22 по делу N А19-19557/2021