город Иркутск |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А19-14132/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская ордена "Знак почета" Ражевой Н.А. (доверенность от 11.01.2022, диплом), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области Шатровой А.А. (доверенность от 15.01.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 года по делу N А19-14132/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почета" Областная клиническая больница" (ОГРН 1023801756670, ИНН 3812014690, г. Иркутск; далее - ГБУЗ "ИОКБ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - ТФОМС Иркутской области, Фонд) от 16.04.2021 N 02-184/21-(10) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.07.2018 до 01.07.2020 в части возврата в бюджет ТФОМС Иркутской области средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в сумме 277 811 рублей 18 копеек, использованных не по целевому назначению.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГБУЗ "ИОКБ" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 20, 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), статей 21, 29 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1), пункта 206 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено наличие особенностей финансирования здравоохранения, предусматривающих преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения на основе законодательно установленной единой структуры тарифа через систему ОМС, в отличие от деятельности организаций иных отраслей; единая структура тарифа включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, другие выплаты; размер ежемесячных процентных надбавок устанавливается именно к должностному окладу; выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, включена в структуру оплаты труда и является одной из составляющих частей заработной платы; каких-либо исключений по видам выплат, которые не могут осуществляться за счет средств ОМС, тарифное соглашение не содержит; следовательно, за счет средств ОМС может осуществляться финансовое обеспечение выплаты ежемесячных процентных надбавок лицам, допущенным к государственной тайне.
В отзыве на кассационную жалобу ТФОМС Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ГБУЗ "ИОКБ", ТФОМС Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказов от 01.03.2021 N 37, от 16.03.2021 N 44 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования ГБУЗ "ИОКБ" средств ОМС за период деятельности с 01.07.2018 по 01.07.2020.
В ходе проверки Фондом установлено, в том числе, что в соответствии с дополнительным соглашением от 01.11.2017 N 02-54-312дс-17, выпиской из распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области от 04.07.2017 "О надбавке к должностному окладу", выпиской из распоряжения Министерства от 09.01.2018 N 3-ДСП руководителю Учреждения осуществлялись ежемесячные выплаты компенсационного характера за работу со сведениями, составляющими государственную тайну за счет средств ОМС: с 01.07.2018 по 01.01.2019 - 53 017 рублей 53 копейки; с 01.01.2019 по 01.01.2020 - 134 674 рубля 86 копеек (в том числе начисления на оплату труда 23 726 рублей 94 копейки); с 01.01.2020 по 01.07.2020 - 68 119 рублей 37 копеек (в том числе начисления на оплату труда 15 449 рублей 31 копейка).
Таким образом, средства ОМС в размере 255 811 рублей 76 копеек, направленные ГБУЗ "ИОКБ" на выплату надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (далее - Постановление N 573), Правил N 108н, в соответствии с пунктом 14 главы 5 раздела 3 Тарифных соглашений от 25.12.2017 и от 28.12.2018 и пунктом 14 главы 6 раздела 3 Тарифного соглашения от 27.12.2019, признаны использованными не по целевому назначению и подлежащими возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
По результатам проверки составлен акт от 06.04.2021 N 14, которым установлена обязанность Учреждения возвратить в бюджет ТФОМС Иркутской области средства ОМС, в том числе в сумме 255 811 рублей 76 копеек, использованные не по целевому назначению на выплату надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в течение десяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования.
Фондом выдано требование от 16.04.2021 N 02-184/21-(10) о возврате в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления настоящего требования средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в том числе в сумме 255 811 рублей 76 копеек.
ГБУЗ "ИОКБ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что ненормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны, в том числе использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ).
Из частей 1, 2 статьи 35, статьи 36 Федерального закона N 326 следует, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации; определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Правоотношения в сфере оплаты труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Иркутской области регулируются Законом Иркутской области от 27.12.2016 N 131-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 131-ОЗ), статьей 2 которого установлено, что системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом специфики видов экономической деятельности государственных учреждений и включают в себя: 1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; 2) выплаты компенсационного характера; 3) выплаты стимулирующего характера.
Согласно статье 6 Закона Иркутской области N 131-ОЗ к видам выплат компенсационного характера относятся, в том числе надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Аналогичные положения установлены в пункте 12 Примерного положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 N 119-мпр, изданным в соответствии с Законом Иркутской области N 131-ОЗ (далее - Положение N 119-мпр).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что с учетом особенностей финансирования здравоохранения, а также того, что единая структура тарифа включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, размер ежемесячных процентных надбавок устанавливается именно к должностному окладу; выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, включена в структуру оплаты труда и является одной из составляющих частей заработной платы, проверен, однако не может быть учтён, как несостоятельный в правовом отношении, в силу следующего.
Статьей 6 Закона Иркутской области N 131-ОЗ определено, что размеры и условия установления выплат компенсационного характера работникам государственного учреждения определяются в положении об оплате труда работников государственного учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Иркутской области, иными нормативными правовыми актами Иркутской области.
Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере и порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 41 Положения N 119-мпр).
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, урегулированы Законом N 5485-1.
Пунктом 4 статьи 4 Закона N 5485-1 установление размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (статья 29 Закона N 5485-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (далее - Постановление N 573) рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных вышеуказанными Правилами.
В соответствии с Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны (приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2011 N 408н) (далее - Приказ N 408н) выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами N 573.
При этом пунктом 10 Приказа N 408н разъяснено, что при определении источников финансирования мероприятий, связанных с реализацией Постановления N 573 следует руководствоваться частью 1 статьи 29 Закона N 5485-1.
В рассматриваемом случае судами установлено, что в соответствии с Уставом ГБУЗ "ИОКБ", утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 06.12.2011 N 1625-мр, Учреждение является некоммерческой организацией; функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области.
Согласно акту проверки финансирование медицинской организации осуществляется в установленном порядке из следующих источников: средства ОМС; средств областного бюджета; средства от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена главному врачу Учреждения Дудину П.Е. распоряжениями Министерства здравоохранения Иркутской области от 09.01.2019 N 2, от 09.01.2020 N 3 в размере 10 процентов.
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, определяющее, что источником финансирования мероприятий по защите государственной тайны, являются бюджетные средства (субъекта Российской Федерации), принимая во внимание, что направление средств ОМС на выплату данной надбавки законодательством не предусмотрено, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что средства, направленные на выплату главному врачу Учреждения ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за счет средств ОМС является нецелевым использованием средств, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из определенных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2021 года по делу N А19-14132/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (далее - Постановление N 573) рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных вышеуказанными Правилами.
В соответствии с Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны (приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2011 N 408н) (далее - Приказ N 408н) выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами N 573.
При этом пунктом 10 Приказа N 408н разъяснено, что при определении источников финансирования мероприятий, связанных с реализацией Постановления N 573 следует руководствоваться частью 1 статьи 29 Закона N 5485-1."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 мая 2022 г. N Ф02-1699/22 по делу N А19-14132/2021